Notice: MemcachePool::get() [memcachepool.get]: Server unix:///var/run/memcached.socket (tcp 0, udp 0) failed with: Connection refused (111) in /var/www/eva-lution.ru/engine/lib/external/DklabCache/Zend/Cache/Backend/Memcached.php on line 134
 Символизм Розы / Мистика / EvA

Символизм Розы


Безукоризненный, образцовый цветок в западной традиции.

Очень сложный символ. Амбивалентна.

Один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода роза занимает ведущее место. В древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину, но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты, женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розабланка и т. п.).

Вместе с лилией занимает место восточного лотоса — мистическая роза — его символический аналог.

Роза представляет Запад, так же, как лотос — Восток, а хризантема — Дальний Восток.

«Роза ветров» рисуется в виде круга, охватывающего двойной крест, что символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями, тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса.

«Розовый Сад» — символ рая и место мистического брака, единения противоположностей.

Геральдическая роза с пятью лепестками — символический аналог пентаграммы и близких знаков.

Молчание, необходимое при посвящении, свободную мысль, избавленную от предрассудков и суеверий,— эта символика общая для изображений роз на замках церковных сводов, трансформировавшиеся в круглые розетки на потолках. В этом же значении используется в эмблематике политических партий.

Язык цветов: говорит о любви. Белая — любовные воздыхания; розовая — клятва любви; чайная — ухаживание; ярко-красная — страстная любовь, восхищение красотой.

Роза с давних времен была предметом нежных подношений. Достоверно установлено, что менее, нежели с половины I тысячелетия до н. э. в Китае, на Ближнем Востоке, в Египте, а позднее в Греции и Риме, а затем и на всех континентах, роза получила уже широкое распространение — как декоративный и дарящий аромат цветок. Название ему дал остров Родос, ибо здесь выращивалось великое множество этих цветов.

Королева цветов, поэтому роза — атрибут красивой женщины (на Востоке — роза Эдема, Шарона).

Аромат розы благотворно действовал на душу и на сердце. сохранилась традиция бросать цветы под ноги процессиям, сыпать цветы на головы жениху и невесте…

Христианская мистика, да и мистика других предшествовавших ей культур — все они поразительным образом совпадают в почитании розы, будь то народная песня, благочестивое сказание или средневековые картины; Мария, Богоматерь, всегда сидит в розовом саду или в розовых кущах.

Крест в сочетании с пятью лепестками розы становится символом Воскресения и радости. Если в верхней части креста находятся три розы, а в нижней (только не над поперечиной) еще четыре, — это означает счастливое объединение духовного (небесного, божественного) мира, обозначаемого триадой, с нижним, земным, смертным миром, который обозначается числом четыре.

Основные значения

В наше время роза — атрибут симпатии, влюбленности, стремления мужчины к женщине.
Египет

В Египте розы были посвящены Изиде, символизируя чистую любовь, освобожденную от всего плотского, и использовались в мистериях Изиды и Озириса. Символическое значение лотоса иное.

Античность

Греко-римской Афродиты-Венеры, Эос-Авроры — утренней звезды, Персефоны-Прозерпины-Коры (возвращающей весну на землю к матери — Деметре-Церере), Харит-Граций, богинь радости и восторга; розами обвивали алтарь и головы статуй Диониса, бога вина и плодородных сил Природы;

Атрибут Адониса, Афродиты, Сафоны — красная.

Согласно мифу, розы выросли в тот миг, когда Афродита, родившись из морской пены на Кипре, изумила мир своей красотой. Все розы были белыми, но в тот миг, когда Афродита, торопясь к прекрасному Адонису, оцарапала ногу шипом, многие из цветов навсегда стали красными…

В этих случаях светлая (белая) роза всегда была выражением краткости жизни и счастья, а также сожаление об их утрате; атрибут мира душ благословенных, пребывающих в полях Елисейских.

В античном Риме в венки собеседников за столом вплетали вместе с розами и другие цветы, однако, считалось, что именно розы — пусть хоть одна-две, охлаждают голову, укрепляют мысли, гасят недобрые порывы. С этой же целью на скатерти, среди бокалов, рассыпали лепестки роз. Таким образом, застолье как бы попадало под покровительство бога Диониса.

Кстати, богиня подземного царства, покровительница ведьм и всевозможных призраков — Геката, тоже часто изображалась с венком роз на голове.

Роза была священным цветком для Венеры в античную эпоху и является ее атрибутом в искусстве Ренессанса и более позднего времени, так же как и ее служанок — ТРЕХ ГРАЦИИ.

В античности в ее символике на первый план выступал миф о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты (Венеры), из крови которого, по преданию, произросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом побеждающей смерть любви и возрождения.

Праздник розы «розалия» засвидетельствован в древнеримском культе мертвых с 1 в. и отмечался в зависимости от той или иной местности между 11 мая и 15 июля.

Этот обычай до сих пор соблюдается в Италии в троицыно воскресенье (domenica rosata — Розовое воскресение).

Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. «Sub rosa», то есть под печатью молчания, буквально означает «под розой».

Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтому ее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздника Розарий, а рим ские императоры носили венки из роз в качестве короны.

Древнеримские мифы связывают красную розу с богом войны Марсом, его супругой Венерой (в греческой мифологии Афродитой) и ее убитым любовником Адонисом. Согласно греческой версии мифа, Адонис был смертельно ранен вепрем. Когда Афродита бежала к своему раненому возлюбленному, она уколола ногу о шипы белой розы, и капли крови сделали цветок красным. Роза была также эмблемой солнца и утренней зари; ее считали одним из атрибутов древнегреческого бога Диониса, богини Гекаты и Муз.

Возрождение; герой «Метаморфоз» («Золотой осел» Апулея), превращенный в осла, отыскивает человеческую ипостась, в которую сможет воплотиться через заклинания жреца, а узнать он ее сможет по венку из роз во время праздничной процессии. Римляне во время майских праздников Роз, названных «rosalia», жертвовали розы памяти умерших.

Была когда-то символом первой ступени возрождения и посвящения в таинства, олицетворяла собой телесную смерть: ежегодно в мае древние усыпали розами могилы — эта церемония называлась Розалией — и приносили в жертву душам умерших блюда с розами.

В Древнем Риме гирлянды из роз также были символом девственности.

Важной, хоть и не первостепенной составляющей с имволизма розы являются благоразумие и осторожность. Это подтверждают различные источники. В древнеримском мифе Купидон прекратил слухи о неверности Венеры, подкупив бога тишины розой. Другое подтверждение — существование поверья, что розы уменьшают опьянение и не допускают пьяную болтовню, — гирлянды из роз украшали праздники в честь Диониса (Бахуса). Позднее по этой же причине розы развешивали или рисовали над совещательными или банкетными столами как знак того, что беседа за ним — sub rosa («под розой») — частная, не для публики.

Для греков она была символом мудрости и любви и посвящалась Минерве, а также Венере. Роза с пятью лепестками венчала голову Гекаты, древнеримской богини смерти, символизируя собой переход в новое состояние.

В традиции древних римлян роза считалась символом победы, гордости и торжествующей любви. Это — цветок богини любви Венеры.

Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «розу(ы) Елисейских полей».

В Древнем Риме роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слёз Венеры.

Дионисий II, тиран Сиракуз, спал на ложе, усыпанном лепестками роз. Нерон во время своих оргий приказывал сыпать на головы своих гостей настоящий дождь из роз. Клеопатра приказала для одного из своих празднеств засыпать пол в огромном зале розовыми лепестками слоем в локоть. Сибариты — жители города Сибариса в Италии, — спали на лепестках роз вместо матрасов.

Северная традиция

В германской традиции розы принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.

Китай

Означает благоухание, сладость в запустении, процветание. Ее метафизическая символика связана с лотосом.
Оначает молодость, но не является символом любви.

Индуизм

Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.
Символ божественного слова.
Параллелью к символике Мистической Розы является лотос как символ духовного центра, особенно чакр.

Христианство

Символизирует число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как роза или имеет розу своим атрибутом. Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых — Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой.

В барочной раннехристианской традиции, до грехопадения роза не имела шипов. Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные розы нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные розы; а тернии соотносились с терновым венцом.

С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Цветок розы на надгробии мученика — это знак надежды на воскресение из мертвых.

Занимая положение в центре креста (точкау единения).

Роза — это чаша с кровью Христа; воплощение Грааля, идентифицируемая с сердцем Христа, отсюда произошла эмблема розенкрейцеров, считавших розу символом телесной и духовной чистоты.

Праздность загробного мира; духовность, очищение, милосердие, мистическое возрождение, кровь и раны Христа. может означать пролитую кровь, мучение, смерть и возрождение — красная.

В христианстве роза — цветок рая, благодаря своей красоте, совершенству и благоуханию. Белая роза — невинность, чистота, целомудрие, Дева Мария; красная — милосердие и мученичество, она выросла из капель крови Христа на Голгофе. Гирлянда роз — символ небесного блаженства и Богородицы как Розы Небес, Роза Шарона — это церковь. Шипы розы — это грехи, начавшиеся с Грехопадения, а «роза без шипов», или Мистическая Роза, — это Богородица, освобожденная непорочным зачатием от последствий первородного греха. Золотая роза — эмблема Папы, означающая также особое папское благословение. Роза является также эмблемой святых Анжелы, Кекилии, Дорофеи Каппадокийской, Елизаветы Венгерской, Розалии, Розы из Лимы и Розы из Витербо.

Цветок, связанный главным образом с Девой Марией, которую называют «розой без шипов», то есть безгрешной. Ранняя легенда, упоминаемая Св. Амвросием, рассказывает о том, что, пока не произошло грехопадение человека, роза росла без шипов. Дева Мария, изображаемая в итальянской живописи как Santa Maria della Rosa, держит розу (или ее держит Младенец Христос). Красная роза символизирует мученичество (кровь мученика), белая роза — непорочность. Розы в переднике или на коленях — атрибут ЕЛИЗАВЕТЫ ВЕНГЕРСКОЙ; корзина роз или яблок — ДОРОТЕИ. Ангелы с гирляндами из роз парят над Доротеей в момент ее казни. Розы выросли там, где в землю упали капли крови ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО.
  • 0
  • 21 декабря 2020, 10:04
  • Ева

Комментарии (1) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
В христианстве красная роза была символом крови, которую пролил распятый Христос, и вместе с тем небесной любви, упоминаемой в «Божественной комедии» Данте как «белая роза». Поэзия трубадуров, напротив, видела в розе осязаемый символ земной любви, и до сих пор роза продолжает быть символом любви (см. Цветок). В противоположность вышесказанному, белая роза во многих сказаниях и легендах является символом смерти. Церковная иконография сделала розу как «королеву цветов» символом царицы небесной Марии и девственности; в средние века только девам позволялось носить; веночки из роз; мадонну охотно изображали «в саду роз».

Связь креста и розы ведет к символу розенкрейцерства, евангелическо-христианского эзотерического союза эпохи Ренессанса, который представлял себя как «Братство мудрецов». Символ розенкрейцерства — пятилепестковая роза на кресте.

Личная печать Мартина Лютера представляет собой растущий из сердца крест внутри пятилепесткового цветка розы.

В период Средневековья роза была гербом и девизом любви дворянина к даме его сердца -пусть даже это была и чужая жена; а в эпоху Возрождения — свободной любви.

Деятельность, направленная исключительно к Добру, любовь Бога, предвиденье, Божий Промысел, мужество, милость, победа, девственность. Атрибут Христа, Девы Марии (называемая также: «Розой без шипов», то есть «безгрешной»), святых Екатерины, Елизаветы, Доротеи, Терезы, святого Винцента. Роза, это также эмблема добродетельной красоты и духовной любви: согласно легенде, в 1207—31 гг. жена ландграфа Тюрингии Людвига IV, святая Елизавета «мать убогих», как ее называли за милосердие, вопреки запрету мужа несла очередную помощь нищим. Муж встретил ее, выходящей из замка с полной сумкой хлеба. Он спросил ее, что она несет? «Тут только розы», — ответила жена суровому ландграфу. Он приказал открыть сумку, но по велению Господа хлебы превратились именно в розы…

Данте в «Божественной комедии» (Рай) описывает райскую Мистическую розу, как некий хоровод, составленный из ангелов и спасенных душ, среди которых свое место занимает Беатриче — в третьем круге мистического цветка.

Деву Марию иногда именуют Розой Небес и безгрешной Розой без шипов, напоминая о ее целомудрии.

Золотая Роза — эмблема Папы Римского.

Для христиан кроваво-красная роза и ее шипы — символ Страстей Христовых.

Розетка и готическая роза также уподоблены колесу и несут ту же символику, но имеют и дополнительное значение как символы жизнетворной энергии — западный эквивалент эмблематического восточного лотоса.

Белая роза считалась символом монашеской мудрости и отречения от мира. Красная означала приобщение к божественной любви.

Славянская культура.

Розы на ткани вышивали для невесты. Славянский символ красоты и любви.
источник
Последний раз редактировалось пользователем sauri 08 июня 2014, 19:04.
avatar

Ева

  • 08 июня 2014, 19:04

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Блоги, Мистика, Символизм Розы