Хлеб-соль и клюква: / Мистика / EvA

Хлеб-соль и клюква:


Выявление очередного современного искажения русской народной традиции.

Пришло время для очередного разоблачения в сфере русской культуры. На этот раз я предлагаю по-новому взглянуть на одну из самых известных традиционных церемоний русского народа — подношение гостям хлеба-соли. Ещё и поэтому наша страна считается самой гостеприимной, радушной, щедрой и, как у нас говорят, — хлебосольной державой. Сама эта церемония, конечно же, имеет за собой очень древнюю, не только русскую, но общеславянскую традицию почитания хлеба.

Эта хлебосольная церемония не раз была описана различными иностранными путешественниками, посетившими нашу страну в стародавние времена.
В отличие от многих других наших церемоний, эта церемония, на первый взгляд, не претерпела каких-то глобальных изменений. Вроде бы всё выглядит как всегда: девушка или группа девушек в нелепых псевдорусских костюмах преподносят гостям на нелепом полотенце хлеб и соль (стоит отметить мимоходом, что все эти наряды — один страшнее и инороднее другого).

Многие так уж шибко привыкли к этому тысячекратно виденному действу, что воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Но, если взглянуть на него по-новому взглядом исследователя, заручившись поддержкой летописных и изобразительных источников, то можно увидеть вопиющее искажение аутентичной традиции нашего народа. И дело здесь даже не в марсианских псевдорусских костюмах хлебосольных девушек (хотя это тоже, по сути, плевок в сторону народной традиции). А в том, что вообще-то не девушки должны были подносить гостям хлеб и соль, а старики: глава дома, староста поселения, глава края. Так было издавна заведено на Руси. Старинные дореволюционные фотографии и картины это правило «железно» подтверждают: нет в запечатлённых на них хлебосольных церемониях девушек даже рядом.

Потому, что ни девушка, ни женщина не должна была преподносить хлеб гостям и производить с хлебом какие либо иные действия «на людях».

С самых древнейших времён только глава дома — «большак»- мог распределять пищу среди родичей. Это касалось, прежде всего, хлеба. Отсюда обычай: самый старший мужчина в доме, разрезая хлебную буханку, наделял каждого члена семьи его долей. Только он имел право взаимодействовать с хлебом и солью за столом. А так же — он самый первый приступал к трапезе.

Вот, что пишут на этот счёт авторитетные исследователи:

«В подобных обычаях проявляется основной смысл традиционного застолья: приобщение к «доле», воплощенной в обрядовых напитках и пище и отведенной всем членам данного социума, родовой общины, включая и предков, роль которых исполняли посторонние и странники (эта их роль проявляется и в раздаче пищи и напитков во время поминовения у дома и на кладбище), а нередко и священник».
И. А. Морозов «Обычаи, верования, магия связанные с началом и завершением трапезы».

«Хлебом да солью» встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи».
Ю. Рябцев. «Крестьянская трапеза»

«В свете сказанного особое значение приобретает порядок сидения за столом во время трапезы. Теперь он уже не соблюдается, но информанты вспоминают, что некогда он строго соблюдался: в большом углу, под иконами, сидел большак, хозяин, рядом с ним сыновья, дальше — снохи и дети, а на противоположном конце стола, напротив хозяина, ближе к печи или кухне, сидела большуха (иногда, впрочем, отмечается, что она вовсе не сидела за столом, а только подавала)…

Старший мужчина в семье, таким образом, находится в положении посредника между умершими и живыми родственниками и может выступать в роли предка-покровителя (ср. обряд перехода в новый дом, когда первым также входит старший мужчина в доме, что часто мотивируется скорой смертью первого вошедшего). То обстоятельство, что человек, во время трапезы сидящий во главе стола, в большом углу, занимает место предка, делает его авторитет непререкаемым; именно он распоряжается ходом застолья, именно он первым начинал есть...»
А. Б. Мороз «Стол в севернорусских поверьях и обрядах»

«Хлеб обычно выпекался без соли, так как он предназначался не только живым, но и мертвым. Такой хлеб имел более высокий статус, чем хлеб с солью (Лаврентьева 1992: 52–53). Солить могли уже испеченный хлеб. Так делалось потому, что соленый хлеб — пища людей. Такой хлеб нельзя предлагать предкам. В поминальные (праздничные) дни и в день похорон хлеб обязательно должен быть пресным. Вообще при всякой выпечке хлебов первый хлеб предназначался предкам (показательно, что, например, в Харьковской губернии домового угощали кашей без соли). Более того, любую приготовленную (горячую) пищу можно было солить только после того, как ее паром насыщались умершие родственники. Именно поэтому соль всегда подавалась отдельно, и солить пищу (или раздавать соль) мог только хозяин».
А. К. Байбурин «Нельзя… но если очень нужно...» (к интерпретации способов нарушения правил и запретов)

Итак, становится совершенно ясным то обстоятельство, почему ни на фотографиях, ни на картинах дореволюционного времени не было никаких церемониальных девушек подносящих хлеб-соль, да ещё в уродских клюквенных нарядах «а-ля рюс».

Во всех этих хлебосольных церемониях роль встречающих исполняли: в масштабе дома — глава дома; в масштабе поселения — старейшина села; в масштабе края — глава края.
Поэтому-то старики и старые старики, выносящие хлеб-соль, смотрятся очень органично.

Но, возможно ли (и нужно ли) вносить изменения в ход современного хлебосольного действа, руководствуясь здравым смыслом? Каждый должен решить сам.

Игорь Кротов
источник

Комментарии (0) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Блоги, Мистика, Хлеб-соль и клюква: