В скандинавской мифологии существуют три типа женских божеств, имеющих отношение к судьбе. Это дисы — помогающие при родах и, соответственно, определяющие, родится человек живым или нет, останется роженица живой, или нет. Норны, определяющие дальнейшую судьбу родившегося человека. И валькирии — определяющие победу или поражение, жизни или смерть воина. Иногда просто выполняют те, или иные поручения Одина. (В «Саге о Вольсунгах» Один посылает валькирию, дочь Хримни-йотуна, чтобы та дала яблоко конунгу Рери и у того бы родился ренок. Заметим, что здесь речь идет опять о рождении ренка, о судьбе рода. То есть, о том, что находится в ведении дис.) Все три категории в целом относят к дисам.
К норнам, приходящим к новорожденному, относится этот отрывок из «Видения Гюльви» (Младшая Эдда):
«Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:
Различны рожденьем
норны, я знаю — их род не единый:
одни от асов
от альвов иные,
другие от Двалина»
Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, а других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны».
Вот как это, например, делалось:
Ночью в хоромах
норны явились,
младу владыке
жрий судили…
(Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга, Старшая Эдда, пер. В. Тихомирова)
Было еще то, что называлось фюльгья (или хамингья) — «спутница», дух-хранитель, незримо сопровождающий человека. Увидеть ыло знаком близкой смерти. По сути, это то, что в более поздние времена называли «двойником» человека, появление и существование которого было животрепещущей темой романтической литературы 19-20 веков. Это не отдельный тип существ, и к женским божествам «низшей мифологии», вроде дис и норн, они прямого отношения не имеют.
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.