Древнерусские амулеты-топорики / Мистика / EvA

Древнерусские амулеты-топорики


Бронзовые подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством.
Наиболее подробно они были рассмотрены в специальной статье В. П. Даркевича, собравшего данные о значительной серии подвесок-топориков и систематизировавшего этот материал.

Вывод В. П. Даркевича о том, что подобные подвески изображали оружие славянского бога-громовика Перуна и были связаны с его почитанием, прочно вошел во многие обобщающие исследования по древнерусской культуре.

Новые находки, многие из которых происходят из датированного культурного слоя или из закрытых комплексов, позволяют существенно уточнить хронологию и географию распространения этих предметов.

В. П. Даркевичем учтено 25 бронзовых амулетов-топориков, найденных как на территории Руси, так и за ее пределами. Мною собраны данные о 62 миниатюрных топориках. Большинство из них принадлежит к двум стандартным типам, выделенным П. Паульсеном и В. П. Даркевичем, и лишь несколько экземпляров имеют индивидуальную – несерийную форму.

Наиболее многочисленную группу составляют амулеты, имитирующиоевые топоры с оттянутым вниз лезвием, полукруглым вырезом в основании и удлиненным вырезным обухом – тип IV, по А. Н. Кирпичникову. Таких подвесок 39. Длина их варьируется от 4 до 5,5 см, ширина лезвия – от 2,8 до 4 см.

Сходство амулетов этой группы с подлинными боевыми топорами отмечалось целым рядом исследователей: А. Надольским, П. Паульсеном, В. П. Даркевичем.

Действительно, миниатюрные топорики воспроизводят не только форму топоров типа IV, но и многие детали: мысовидные выступы на обухе, две пары коротких щековиц, сквозное отверстие для крепления чехла на лезвии, шпорцу на его внутренней стороне. На шейке у большинства экземпляров имеются глубокие насечки или нольшие рельефные валики, отмечающие переход от лезвия к обуху.

Орнаментация амулетов этого типа различна. У 6 экз., происходящих из Кемского некрополя, Новгорода, Саркела, Старой Руссы и Биляра, боковые грани окаймлены бордюром из двух (реже одной) глубоких врезных линий и нольших круглых углублений; вдоль края лезвия, на некотором расстоянии от него, проходит зигзагообразная линия с круглыми углублениями на углах (рис. 1, 1 – 5). Три топорика (из Киевской губернии, Княжой горы и Яблонова) орнаментированы по краям боковых граней бордюром, образованным двумя прямыми линиями с короткими насечками или зигзагообразной линией между ними (рис. 1, 11).

Более представительную серию (14 экз.) образуют топорики, украшенные циркульным орнаментом (рис. 1, 6 – 8, 10, 12 – 18). Кружки с точками обычно образуют лепестки вокруг сквозного отверстия на лезвии, а на остальной плоскости располагаются хаотически, оставляя свободной лишь узкую полоску у края лезвия. Один кружок, как правило, помещен на мысовидный выступ. В некоторых случаях циркульный орнамент сочетается с врезной линией, окаймляющей боковые грани (рис. 1, 8, 15).

Большинство миниатюрных топориков типа IV относится к 11 в.

Детально уяснить хронологическое соотношение серий с различной орнаментацией затруднительно. Ясно, что во второй половине 11-го в. топорики с бордюром на боковых гранях и с циркульным орнаментом бытовали одновременно. Но, возможно, топорики первой серии вышли из употрления на рубеже 11 – 12-го вв., тогда как топорики второй серии, орнаментированные концентрическими кружками, оставались в обиходе в 12-ом в. О чём свидетельствуют находки в Тумие и Вымужском III могильнике.

Орнаментальные фигуры на миниатюрных топориках типа IV В. П. Даркевич интерпретировал как символы молнии (зигзагообразная линия) и несных светил (концентрические кружки). О космической символике орнамента на амулетах писали Б. А. Рыбаков, А. В. Успенская, Я. аровский, М. А. Сагайдак.

Более правдоподобно, однако, что эти фигуры связаны с орнаментальными композициями на парадных боевых топорах того же типа. Топоры типа IV, инкрустированные серром, рассматриваются обычно не только как боевое оружие, но и как предметы, символизирующие особое социальное положение их владельцев, отличающие от рядовых воинов. Орнаментация этих топоров различается в деталях, но общая схема декора у большинства из них одна и та же (рис. 2).

К инкрустированным узорам на боевых топорах, безусловно, восходят короткие поперечные линии на шейке миниатюрных топориков, двойной бордюр на краях боковых граней, зигзагообразная линия с круглыми углублениями, идущая вдоль края лезвия, стилизованное воспроизведениахромы из треугольных язычков с кружками на концах спускающейся на лезвие парадных топоров типа IV.

Существенно, что на миниатюрных топориках воспроизводятся не только отдельные элементы орнаментов подлинных боевых топоров, но и сами орнаментальные композиции, насколько это возможно при изготовлении амулета размером около 5 см.

Циркульный орнамент генетически не связан с узорами на боевых топорах, но считать кружки символами несных светил также нет достаточных оснований. Хорошо известно, что циркульный орнамент в 11 – 13-ом вв. имел самое широкое распространение и использовался для украшения самых различных предметов от янтарных крестиков до костяных грней и от височных колец и браслетов до рукоятей ножей и шильев. Несомненно, кружки на топориках-амулетах имели чисто декоративное значение.

Вторую группу составляют 18 топориков с широким симметричным лезвием, внутренний край которого снабжен двумя шпорцами. Длина их от 3,2 до 4,3 см, ширина лезвия от 4 до 5,4 см.
На шейке у большинства топориков, как и у амулетов первого типа, имеются рельефные выступы, на лезвии – круглые сквозные отверстия. Шесть экземпляров орнаментированы поясками вдоль края боковых граней и вдоль лезвия: орнамент представляет собой две врезные прямые линии с заключенными между ними короткими прямыми или зигзагообразной линией.

Амулеты второй группы воспроизводят форму широколезвийных секир, получивших в X-XI вв. широкое распространение в Скандинавии и Прибалтике. На территории Древней Руси находки широколезвийных секир сравнительно редки. Очевидно, простые узоры на миниатюрных топориках второго типа соответствуют сложным орнаментальным композициям на широколезвийных секирах.
По-видимому, топорики второго типа появились в начале ХI в. и вышли из обихода не ранее начала следующего столетия.

Макаров Николай Андреевич, член-корреспондент РАН,
директор Института археологии Российской академии наук
источник
  • 0
  • 24 декабря 2015, 18:20
  • Ева

Комментарии (0) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Блоги, Мистика, Древнерусские амулеты-топорики