По наряду и особенно по головному убору можно было определить возраст и семейное положение женщины. До замужества девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. В основном заплетали одну косу и на лобной части носили начельник — ленту-повязку. По косе чаще всего определялось здоровье девицы. Взрослея, вместе с поневой они имели право надеть на голову «девичью красу» — венец. «Краса» чаще была показателем умелости девушки в вышивке. Особенно богато старались украсить «красу» просватанной Верхняя короткая одежда позвди которой обязатёльно развевались широкие ленты, похожие на лебединые крылья. Реже встречается другое название «красы» — «увясло» (вясти — вязать). Разновидностью «красы» был венчик из тонкой металлической полоски с расширением на лбу, похожий на византийскую диадему. Венки любого вида — древнейшее головное украшение не только славян. Венок — круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли.
Девицы носили на голове и еще одну форму венцов в виде городов или теремов. Например, изображение дома в несколько ярусов, отделявшихся один от другого жемчужными поясками. У венцов были поднизи, рясы. Девичий венец всегда не имел верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Очень часто эти венцы состояли из широкой повязки, шитой золотом, бисером, стеклярусом и унизанной жемчугом. Такая повязка завязывалась на затылке лентами, спадающими на спину. Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой из соболя или бобра с шелковым верхом, которая называлась СТОЛБУНЕЦ.
Распущенные волосы носили в некоторые праздники и при обрядах: на Купалу, на Красную горку, на Семик, при гаданиях и обрядах очищения. С древнейших времен существовал и промежуточный между девичьим и женским головной убор — ПЛАЧЕЯ.Его надевали перед свадьбой. На саму свадьбу голову украшала корона. Корона готовилась заранее или передавалась по наследству от бабушки. Вырезали ее тонкие, сложные формы из бересты, а затем обшивали речным жемчугом. Головной убор замужней — «мужатой» женщины — непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. Через волосы человек может много приобрести или потерять энергии. Не зря гласит пословица — «и чтобы волос с его головы не упал».
По древним понятиям, для замужней женщины считалось и грехом, и позором выставлять волосы напоказ. Опростоволосить (открыть волосы) женщине было большим бесчестием. Скромная женщина боялась показать волосы даже членам семьи. Со дня свадьбы на это имел право только муж.
После свадьбы молодуха уже надевала ВОЛОСНИК, ПОВОЙНИК — маленькую шапочку, скрывающую полностью волосы. Поверх повои носили «убрус» -покрывало, полотенце, платок. ПОВОЙ — значит, обивает, закрывает. И чем женщина становилась опытней, в замужней жизни, тем головной убор у нее становился выше. К таким относится КИКА-КИЧКА. Кика — сложный головной убор и имеет много форм. Передняя, возвышенная часть кики называется ЧЕЛО КИЧНОЕ. По бокам делались перенеды разукрашенные. Из-под них ниже ушей спадали жемчужные шторы по несколько штук. Задняя часть кики делалась из плотной материи соболиного или бобрового меха и назывались ПОЗАТЫЛЬНИК.
По нижней кромке всей кики пристегивалась жемчужная бахрома — поднизь. Рогатая кика обладала огромной оберегающей силой. Скорее всего, это рога тура — быка. Бык — символ мужского начала, и женщины тем самым всегда при себе имели защитную мужскую силу. Такой головной убор носили только рожавшие женщины в полном расцвете детородства.
очень распространен и головной уборСОРОКА. Такой убор состоял из нескольких частей. Число деталей доходило до 12 и весил он до 5 кг.
Три основные части: налобная часть ~ кичка (с рогами или гладкая), чехол из кумача, бархата или ситца, позатылень — полотнище сзади; ленты на висках и позатылень. Гремящие украшения из металлов, махры и пушки из перьев и меха имитировали распущенные волосы — знак защиты от злых сил.
КОКОШНИК — старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в северных губерниях), в основном праздничный. Кокошник делали на твердой основе разной формы: веерообразный, высокий — удлиненный, полукругом. Украшали парчой, позументом, бисером, жемчугом. Бытовал вплоть до XIX века. Кокошник — символ светила. Для северянок тема света и светлых оберегов наиболее важна. Кокошники, их яркость и форма напоминают горизонт земли, солнце, месяц. Как и «сорока», кокошник символизировал расцвет жизни, ее животворящее начало. «Кокошь» — на древнеславянском языке — «курица», значит, кокошник.
Существуют и кокошники-шапочники: сборники, шишаки, кики, каблучки.
Женщины в древности не носили шапок. Шапки долгое время считались мужской принадлежностью. Но самым популярным головным убором всегда для женщин оставался платок. Платок, напоминающий длинное полотно, называют убрусом. Благодаря убрусу женщина имела многовариантные повязывания платка. Платок носили и поверх любых других головных уборов. Позже, с введением шапок, убрус повязывался под и над шапкой.
Женщины-славянки всегда покрывали голову, так как по законам природы женщина является символом земли. Ее сила от земли-Матери, а к небу она должна быть закрыта.
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.