Часть I.
Может быть, русалки — самые известные из русских духов природы. Да это и не удивительно: если в каждом водоеме обитал один водяной, то там же могло плескаться несколько русалок. К тому же они имели привычку появляться перед людьми на русальной неделе.
Многие их видели, и сомневаться в реальности русалок было невозможно.
В середине XIX века А. В. Терещенко в книге «Быт русского народа» писал: «Русалки получили свое наименование от русла (источника), потому что они обитательницы источников, рек, озер». Другие авторы считают, что название возникло оттого, что у них, мол, русые волосы. Но во-первых, русалки не обитали у истоков рек, а встречались людям по их берегам, в озерах, даже болотах, прудах и колодцах. Во-вторых, волосы у русских русалок какие угодно, только не русые — зеленые, черные, золотистые… В-третьих, название было заимствовано у южных славян, впрочем, как и наша письменность — кириллица. Но заимствование самого названия не значит, что наши предки не знали духов природы под другим именем.
:: О Б Л И К ::
Образ прекрасных дев не мог не привлечь внимания поэтов, но в народе о них рассказывали иначе: чаще всего их видели дикими, голыми, некрасивыми и смертельно опасными бабами, которые бегают быстрее лошади, а то и оборачиваются лошадью.
Скажем, в Астраханской губернии считали, что русалка безобразна и космата, а в Саратовской представляли ее лохматой, горбатой, с большим брюхом, острыми когтями и железным крючком, которым она ловит людей. А в Орловской добавляли, что «у ей, у русалки, когти вострые: она человек, всходит на человека, простоволосая, проста рубашка, а то и голая; по виду так, что она из живых: кого матери проклинают; есть большие, есть маленькие».
В разных областях России люди рассказывали, что у русалки волосы как конский хвост.
Астраханские крестьяне перед жатвой совершали обряд провода русалок. Обычно это происходило так: после обедни в церкви молодежь собиралась на улице, разговаривали, пели, плясали и только к вечеру начинали «проводы русалки». Ее изображали как соломенное чучело коня, увешанное пестрыми лентами и бубенчиками. Под чучелом прятались два сильных парня — это «ноги» коня. Верхом сидел парень лет пятнадцати и шутками-прибаутками веселил собравшихся. «Конь» метался из стороны в сторону, сопровождающие его дети и девушки били в тазы, гремели трещотками. Так доходили до реки и с песнями топили соломенное чучело в воде. Утопили русалку — значит, вернули ее домой, пусть больше к людям не ходит.
Считалось в иных местах, что русалка принимает вид девушки, лишь когда хочет соблазнить или заманить человека, а в другое время она имеет вид лошади или здоровенной рыбины.
В человеческом обличье русалки тоже весьма разнообразны. В Тульской, Рязанской, Смоленской, Воронежской губерниях уверяли, что волосы у них зеленые, с синеватым отливом; на Русском Севере были убеждены, что волосы у них черные и длинные; крестьяне в Восточной Сибири настаивали на том, что они золотые и блестящие.
:: О Б Р А З Ж И З Н И ::
Русалки дружат с лесными и полевыми девами, ходят часто друг к другу в гости. Существует поверье, что утопленницы лишь сначала живут под водой и тогда ими командует водяной. Потом они выходят из его власти, их «статус» в собрании духов природы повышается, и они превращаются в лесных дев, обретая большую свободу. Следующий этап — полевые девы, полудницы, которые перемещаются не столько по земле, сколько по воздуху. Если повезет, то русалка может «продолжить свое продвижение» и стать царицей русалок, которая, несмотря на название, обитает не в воде, а на Луне.
:: М А Г И Я ::
Как бы там ни было, а бесспорно, что все женские духи природы — водяные, лесные и полевые — неспроста имеют длинные волосы, которые все время расчесывают. Дело тут не в личной гигиене. Расчесывание волос — магическое действие. С одной стороны, оно вызывает повышение влажности, которую якобы русалка «вычесывает» из своих волос, а с другой, эта влажность способствует росту растений. Традиционно считалось, что длинные, густые волосы обладающих сверхъестественными способностями существ могут испускать особые, колдовские влияния. Расчесывание волос воздействовало на окружающий мир. Как пишет Владимир Даль, пока русалка чешет волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг. Знаменитый этнограф Дмитрий Зеленин прибавляет к этому: «По одному сообщению, русалку заставляет расчесывать свои волосы также и тяжесть заключающегося в их волосах громадного количества воды».
После Троицы русалка может насылать бурю, дождь. Архангельские крестьяне верили, что русалка чешет голову перед дождем.
О том, что причесывание — магическое действие, говорит множество преданий, связанных с магическим гребнем русалок (как правило, он сделан из рыбьих костей, хотя бывает золотой, медный или черный, из рога коровы). Например, на Урале «к гребню никто из казаков не дотрагивался — все боялись». Ну а если кто-то подбирал его, то следовало немедленно пойти и бросить находку в воду, иначе на человека могли обрушиться самые разные напасти. Самая меньшая из них — русалка будет ходить каждую ночь, стучать в окна и требовать вернуть ей гребень.
Не исчезли русалки и в наше время. Так, в 1996 год новгородские крестьяне рассказывали о том, что «русалки в реке и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек».
Действительно, русалки — это, как правило, девушки — утопленницы или проклятые родителями. Согласно поверьям, их можно даже вернуть в мир людей, надев на шею крестик, вот только осуществить это очень сложно.
Русалок вообще тянет к людям. С середины весны и летом они могут обитать в полях — во ржи, в коноплях, появляться в огородах. Из видят у бань и даже в банях, в овинах; они приходят к избам, стучатся в дома. В Новгородской области рассказывали, как русалка увела из бани мужика: «Один дядька пошел в баню мыться в двенадцать часов ночи. И вот он мылся, мылся, а жена думает, чего его так долго нет-то. Приходит в баню, а его там нет. Смотрит — по снегу от бани следочки. И прямо на речку… Пошла по следу. Глядь, а он голый на камне. Вот она его и спрашивает: „Ой! Ты чего туда забрался?“ А он говорит: „Да чего-чего! Мылся, мылся, приходит ко мне русалка и говорит: “Пойдем со мной». И вот меня и привела..." Жена сказала: «Аминь, аминь!» — то есть расколдовала его. А ему с камня никак не перебраться обратно. Туда он попал как-то, а обратно не получается, глубоко. Река большая была. Его потом на веревке тащили оттуда".
А в восточносибирской современной быличке повествуется о том, как русалка ходила на сенокос и воровала хлеб у крестьян: «Балаган ставили, в этом балагане спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди. Вот все ушли на покосы, а один Ванька остался, сидит. Посмотрел на речку: из омута русалка выходит, из воды, и идет к балагану. Сама страшная, волосы длинные, волнистые. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней… взяла хлеб и унесла. Ванька ничего ей не сказал, испугался.
Вот сел другой, да и остальные решили подсмотреть. И увидели… Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они — в деревню. Заскочили в клуб (там раньше церковь была, а теперь клуб сделали), заскочили — она за ними. И вот все-все видели, как она встала, шагу сделать не может, а вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы. И совсем пропала с глаз».
Виктор Калашников
«Русская демонология»
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.