Славянские обереги / Мистика / EvA

Славянские обереги

славянские обереги, метла,
Метла.
Метла — символ переустройства, сильный магический инструмент, который мог вымести как злых, так и добрых духов, в зависимости от того, кто им пользуется.

Веник, метла — который в народных верованиях ассоциируется с «нечистым», демоническим началом и одновременно выступает в роли оберега. Считалось, что в виде летящей метлы могли появляться:

духи, приносящие человеку богатство,
дух-любовник,
огненный змей;
Верхом на помеле или венике летали ведьмы, колдуньи, босорки, стриги и др. персонажи нечистой силы. С помощью веника ведьма сбивала росу на пастбище, чтобы отобрать у чужих коров молоко. Во вредоносной магии восточных славян старый веник подбрасывали под порог дома, в огород, перебрасывали его через крышу дома, бросали вслед человеку, чтобы навести на него порчу, вызвать в доме ссоры, болезни и несчастья. По севернорусским поверьям, банник обитает в куче не ошпаренных банных веников, а домовой сидит в углу под домашним веником, поэтому при переезде в новый дом хозяева брали с собой старый веник, чтобы не оставить домового в прежнем жилье.

С веником связано множество запретов и предостережений:

старый В. нельзя было выбрасывать вблизи дома, чтобы на него не наступили домочадцы или скот (это грозило им болезнями);
запрещалось бить веником детей и погонять им домашних животных;
не рекомендовалось сжигать старый веник в своей печи, так как это могло вызвать бурю, сильный вихрь или нашествие насекомых (вшей, клопов, тараканов).
Вместе с тем веник использовали для защиты от вредоносных сил:

против проникновения в дом нечистой силы возле входной двери ставили перевернутую прутьями вверх метлу;
оберегая роженицу и новорожденного, веник клали в изголовье кровати или под колыбель;
веником расчищали путь свадебному поезду или невесте, которую вели в баню, чтобы оградить ее от порчи.
К помощи старого веника прибегали и в случае, когда не удавалась какая-нибудь работа:

им били маслобойку, если плохо сбивалось масло;
проводили веником по основе, чтобы не путались нитки при тканье;
били по дну квашни, если не удавалось дрожжевое тесто и т. п.
Метлы и веники втыкали в грядки с овощами и в посевы льна, конопли, злаков, чтобы уберечь их от порчи и стихийных бедствий. Сербы Косова затыкали веник в коровник «от вештицы»; жители Полесья подвешивали веник в хлеву как оберег скота; в Силезии клали метлы крест-накрест в дверях хлева в особенно опасные дни (накануне Юрьева или Иванова дня).

Широко использовался веник и в лечебной магии:

больных били веником, «обметали» их или прикасались к больному месту;
укладывали на веник, перебрасывали веник через больного или заставляли его перешагнуть через веник;
процеживали через веник воду и обмывали ею заболевшего и т. п.
Особое значение приобретал «покойницкий» веник, то есть тот, которым подметали пол после выноса из дома умершего: его выбрасывали вместе с мусором подальше от дома или бросали в воду, сжигали. У сербов было принято относить такой веник на кладбище, чтобы «душа умершего там и осталась». Украинцы Покутья считали, что «покойницкий» веник следует выбрасывать в отдаленных местах, «чтобы не затоптать покойника»; в польской Силезии это делали с той целью, чтобы «покойник не вернулся в дом». В болгарском проклятье «пусть заметет его черная метла» веник и действие метения являются метафорой смерти. Увидеть метлу во сне означало предвестие беды.

Уничтожение старых и заготовка новых веников обычно были приурочены к Иванову дню: использованные старые веники удалялись за пределы «своего» пространства, туда, где не ступает нога человека и скотины (веники выбрасывали в овраги, в воду, сжигали в ритуальном костре). Растительный материал для новых веников можно было заготавливать лишь после Иванова дня, когда — по поверьям — в растениях уже нет злых духов (болг.). Белорусы Виленской губ. выставляли новые «ивановские» веники на высоких шестах возле дома, чтобы защитить детей от сглаза.

В сербской традиции ритуальными функциями и магической силой наделялась метла, которой подметали гумно. В р-не Косова по окончании молотьбы украшали «стожер» (столб в центре гумна) прутьями метлы или укрепляли ее на вершине столба со словами: «Дай, Бог, в будущем году еще больше!» Прутья этой метлы затем опускали в воду и лечили ею детей от ночного плача.

Активно использовался веник и в очистительных обрядах. Так, в южнославянских ритуалах символического изгнания из дома змей и насекомых (приуроченных к 1 марта, Тодоровой неделе, к Благовещению) хозяева поджигали старые веники, обходили с ними свой двор с криками: «Вон, блохи!», «Убегайте, змеи!»

У восточных славян при гаданиях о замужестве девушки часто использовали так называемый «колядный» веник (которым подметали пол в период святок):

его подбрасывали вверх, примечая, в какую сторону прутьями он упадет;
бросали на дорогу и ждали, кто его поднимет;
подкладывали прутья от него себе под подушку на ночь в ожидании вещего сна.
В Полесье известен особый ритуал рассечения топором «колядного» веника по истечении святок — это делал тот, кто нарушил запреты шить, ткать и вообще работать в «святые» вечера, чтобы таким магическим способом снять с себя грех.
источник
  • 0
  • 22 февраля 2014, 03:09
  • Ева

Комментарии (0) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Блоги, Мистика, Славянские обереги