Гребень в славянской традиции — это оберег, предохраняющий от порчи, сглаза, болезней и неприятностей. Применялся он и в любовной и приворотной магии. У северных народов и у племен, живших по берегам рек и озер, на гребне часто изображалась картина устройства мира.
Так, например, на металлическом гребне, найденном на реке Охта, показана такая картина: по всему гребню тянутся две зоны — нижняя с изображенными на ней солнечными знаками и верхняя с каплями воды. «Водяная» зона завершается с двух сторон головами ящеров. Над «водяной» зоной находятся два коня и ромбический знак на столбике между ними.
Из данного описания становится ясно, что гребень ранее принадлежал ведунье (ведуну) или человеку, использовавшему его в магических целях.
Также такой оберег служил «стихийным» щитом, отражающим любое негативное колдовство, уничтожал так называемый «обратный эффект» при проклятиях и помогал их снимать. Рассмотрим одну из трактовок данного узора: ромб в центре узора – земля, столбик — земная ось, кони в солнечных знаках обозначают небесный божественный мир Прави, солнце олицетворяет бога Сварога, а капли — Мировой Вселенский океан. Солнечные знаки под каплями символизируют путь солнца по Нави — подземному миру, (так называемое «солнце мертвых», один из ликов Чернобога). Ящеры же, по всей видимости, сторожили проход между мирами, имеющими огромное обрядовое значение. Прежде чем они «пропустят» колдуна в тот или иной мир, тот должен был ответить на три обрядовых вопроса. Из данного объяснения мы видим, что данный оберег применялся в ритуалах, связанных с «Тремирьем», либо давал использовавшему его силу.
Гребни с более простым узором дарили детям, чтобы сохранить их от сглаза и порчи, кикиморы и злых духов. В южной традиции гребень с изображением конька считался символом солнца и украшался Коловратами. Интересно, что гребень считался главным оберегом скота от волков. На «волчьи» («велесовы» святки, позже Рождество) женщины не прикасались к гребням и держали их сомкнутыми, чтобы тем самым замкнуть пасть волку. Соединяли гребни и когда терялся скот, дабы уберечь его от волчьих зубов. Этот же прием изредка применялся против колдовства, порчи и болезней. В Полесье, когда в доме заболевали человек или животное, хозяйка выносила гребень ивешала его на цветущую грушу или яблоню, где он должен был пролежать две недели, после чего им расчесывали больного, мыли и затем использовали по назначению. Корни этого обряда уходят в глубокую старину. Вероятно, изначально обряд был обращен к Мокоши, богине земли, плодородия и женской колдовской силы, и в своем обращении женщина просила послать ей Берегинь, чтобы они отвели от ее дома болезни, хвори и несчастья. После крещения Руси данный обряд из — за борьбы с «религией предков» сохранился частично, не утеряв при этом своего назначения.
Издревле гребень был одним из главных защитных оберегов ведьмы: правильно раскрашенный и заговоренный он служил как мощнейшим щитом, так и сильнейшим орудием в черной магии. И хотя оберег может использоваться и мужчинами, но сила его преимущественно женская. Кроме Мокоши гребню покровительствует Велес и Берегини. В родильных обрядах гребень служил символом женской Божественной силы и если мальчику перерезали пуповину на топоре, то девочке это делали на гребне. Перед первым возрастным посвящением (позже перед крещением) повивальная бабка передавала мальчика куму через порог, а девочку — через гребень, положенный на порог. Девушки во время святок гадали на гребне, затем клали его под подушку и, если присниться что кто — то этим гребнем во сне расчесывается, то тот и будет ее мужем, а если же присниться, что гребнем расчесывается женщина, то сидеть весь год в девках.
Источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.