И наконец наладить с ними отношения.
Конспект книги Линдси К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей»
Часто дети чувствуют себя виноватыми перед родителями и просто не могут с ними общаться. Причина этого может быть не в вас, а в родителях, которые ещё сами в себе не разобрались. Американский психолог Линдси К. Гибсон в своей книге «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» помогает людям, выросшим с чувством одиночества, понять, почему так произошло и что можно сделать, чтобы это исправить.
Эмоциональная близость и эмоциональное одиночество
«Отношения эмоциональной близости с кем-либо предполагают, что вы можете поделиться любыми чувствами, вне зависимости от того, что их вызвало», — утверждает Линдси Гибсон. Вы чувствуете себя в полной безопасности и доверяете человеку, зная, что он принимает вас таким, какой вы есть. Эмоциональная близость может существовать лишь в случае, если другой человек хочет вас узнать, не осуждая.
В детстве в основе чувства безопасности лежит эмоциональная связь с теми, кто нас воспитывает.
Эмоционально вовлечённые родители способны замечать настроение и чувства своих детей. Они дают детям понять, что говорить о чувствах — это нормально
Напротив, эмоционально незрелые родители слишком заняты собой, чтобы замечать внутренние переживания детей. Они могут занервничать или рассердиться, если их дети расстроятся, и даже наказать их, вместо того чтобы утешить. Такая реакция заставляет детей замыкаться в себе, они боятся обращаться за помощью и начинают чувствовать эмоциональное одиночество.
К сожалению, в детстве мы можем ощущать отсутствие эмоциональной поддержки, но не понимать, что в жизни не так. В результате дети эмоционально незрелых родителей могут думать, что их переживания странные. Чтобы избавиться от мучительного чувства одиночества, дети пытаются воссоздать связь с родителями. Они начинают брать на себя роль помощника, который обо всех заботится и считает, что ему нужно меньше всех. Обычно такие дети быстро развиваются, они мудры не по годам, но в душе они по-прежнему одиноки. Часто они слишком рано находят работу или вступают в сексуальные связи. Но в любых отношениях они отдают больше, чем получают, и смиряются с чувством эмоционального одиночества.
Если вы испытываете эмоциональное одиночество, важно понять его причину. Это первый шаг к отношениям, которые приносят удовлетворение.
4 типа эмоционально незрелых родителей
Линдси Гибсон выделяет четыре типа эмоционально незрелых родителей (иногда они могут встречаться вместе). Каждый из них по-своему подрывает чувство безопасности ребёнка.
Эмоциональные родители — самый инфантильный из четырёх типов. Их легко расстроить, они требуют присмотра и бережного отношения. Когда они срываются, дети испытывают на себе их чувство отчаяния, злобы или ненависти. В тяжёлых случаях такие родители угрожают убить себя, они могут страдать нарциссическим, биполярным, пограничным или психотическим расстройством личности. Такие родители видят мир в чёрно-белом цвете и никогда не прощают обиды. Они часто считают себя жертвами. Жизнь их семьи должна вращаться только вокруг них. Дети таких родителей привыкают подчиняться желаниям других в ущерб своих интересов.
2. Одержимые родители — очень целеустремлённые, они выглядят самыми нормальными из всех типов эмоционально незрелых родителей. Но их заинтересованность в жизни детей обманчива. Этих родителей легко опознать по эгоцентризму, который выражается в успехе детей. А ещё они любят всё контролировать, излишне сосредоточены на себе и считают, что знают лучше других, что нужно делать. В результате заставляют детей делать то, что кажется им правильным. Детям таких родителей не хватает мотивации, у них проблемы с инициативой и самоконтролем.
3. Пассивные родители не агрессивны по отношению к детям. Чаще всего их супругами становятся незрелые люди из других трёх типов, потому что люди одного уровня зрелости привлекают друг друга. Пассивные родители эмоционально доступны, но лишь до определённого момента. Когда напряжение возрастает, они прячут голову в песок. Они могут сильно любить своих детей, но помочь понять, как жить в этом мире, они просто не в состоянии. Такие родители бессознательно покидают детей в эмоционально сложных ситуациях, и дети привыкают оправдывать тех, кто их покидает.
4. Отвергающие родители не хотят проводить время со своими детьми. Они постоянно раздражены. Такие родители могут использовать физическое наказание. Дети отвергающих родителей начинают воспринимать себя как повод для раздражения, поэтому во взрослой жизни им трудно просить о том, что им нужно.
Почему в мире так много эмоционально незрелых родителей
Родители многих клиентов Гибсон закрылись в эмоциональном плане, когда сами были детьми. Каждая семейная история эмоционально незрелых людей насыщена проблемами с алкоголем и наркотиками, жестоким обращением и травмирующим опытом. Эмоционально незрелые родители выросли в атмосфере боли, утраты и изоляции.
Не стоит забывать о старых принципах воспитания. Считалось, что детей должно быть видно, но не слышно, а физические наказания, в том числе и в школе, были приемлемыми. Только в 1946 году доктор Бенджамин Спок в книге «Ребёнок и уход за ним» выдвинул идею о том, что чувства и личность ребёнка имеют такое же значение, как и уход за ним. В СССР книга Спока пришла только в 70-е годы, и, конечно, их было практически не достать.
Два стиля адаптации к жизни с эмоционально незрелыми родителями
Обычно дети эмоционально незрелых родителей выбирают один из двух способов: или экстернализируют свои проблемы, или интернализируют. Сложно сказать, какой стиль адаптации тяжелее. Интернализаторы страдают осознанно, но им проще получить поддержку людей. Экстернализаторы раздражают своим поведением, а когда им нужна помощь, все предпочитают дистанцироваться. При этом они продолжают докучать, пока им не помогут. Интернализаторы, наоборот, страдают молча. Никто не узнает, как им тяжело, пока они сами не начнут говорить или не доведут себя до стресса.
Экстернализаторы совершают импульсивные поступки, чтобы заглушить тревогу, боль или депрессию. Это создаёт порочный круг саморазрушения. Они винят в своих бедах других и не склонны к самоанализу. Они считают, что для счастья нужны изменения не в себе, а в окружающем мире, и ждут, что кто-то придёт и поменяет всё за них. Они либо страдают от низкой самооценки, либо преувеличивают собственную значимость. Их основные проблемы — зависимость от окружения и влечение к импульсивным людям.
Большинство эмоционально незрелых людей — экстернализаторы. Они отвергают реальность, вместо того, чтобы справляться с ней самим
Да, они ведут себя как дети. Экстернализация мешает психологическому росту людей, поэтому специалисты связывают её с эмоциональной незрелостью.
Гибсон уточняет, что книга понравится скорее интернализаторам, так как её цель — понять себя и других. Интернализаторы любят узнавать новое, анализируют свои поступки и поведение, любят саморазвитие. Главный источник тревоги интернализаторов — давлеющее чувство вины, когда они расстраивают окружающих, и страх, что их разоблачат как тех, кто не заслуживает успеха и уважения. Их главная проблема — жертвенность, которая заставляет их чувствовать недовольство другими людьми, которые не делают так много, как они. Интернализаторы эмпатичны и всегда считывают чувства других людей. Им важна искренность, поэтому если они раз за разом страдают из-за отношений с людьми, которые их обманывали, интернализаторы могут закрыться и решить, что они способны прожить в одиночестве всю жизнь. И это огромная проблема.
Что такое ролевое «я» и истинное «я»?
Гибсон пишет, что истинное «я» — наше сознание, которое говорит правду. Когда мы в согласии с истинным «я», то мы ясно мыслим и чувствуем, что находимся в состоянии потока. Всё становится реальнее, мы уделяем нашим истинным желаниям и потребностям больше внимания. Мы становимся «удачливыми» — в нашу жизнь приходят нужные люди и возможности.
Истинное «я» хочет расти и иметь возможность выражать себя. К сожалению, дети с эмоционально незрелыми родителями не обладают такими возможностями. Родители их критикуют и стыдят. Поэтому они привыкают стесняться своих желаний и бессознательно начинают придумывать себе ролевое «я», которое постепенно заменяет истинное «я». В основе ролевого «я» могут лежать как позитивные утверждения («Я стану такой самоотверженной, что другие будут любить и хвалить меня»), так и негативные («Я заставлю их обратить на меня внимание любыми способами»). Мы считаем, что ролевое «я» поможет нам ощутить чувство сопричастности. Затем, став взрослыми, мы продолжаем играть выдуманную роль.
Только кризис помогает прозреть. Состояние, когда всё внутри рушится, когда вы чувствуете, что всё слишком запутано, помогает обратить внимание на истинные желания и выразить свои чувства. Это истинное «я», скрытое за всеми вашими историями, пытается разбудить вас ото сна. Оно понимает, что фантазии не должны управлять вашей жизнью, пора вытащить на свет правду о себе. Для отказа от ролевого «я» необходимо осознать свои настоящие чувства. Многие подавляемые эмоции, по нашему мнению, отрицательны. Но важно признать, например, свой гнев, ведь он даёт эмоциональные силы для болезненных изменений. Кроме того, важно понять, что нужно заботиться о самом себе. Этим страдают интернализаторы — они заботятся о других, а о себе забывают.
И главное — необходимо перестать идеализировать других. Многие, повзрослев, отказываются замечать незрелость родителей. Конечно, оставаться в неведении приятнее. Но тут важно понять, что вы не обесцениваете свои чувства к родителям, вы также не перестаете их уважать и вы ни в коем случае их не обвиняете. Увидеть родителей такими, какие они есть, не значит предать их.
Большинство признаков эмоциональной незрелости неподконтрольны, они у родителей сформировались ещё в детстве
Поэтому, чтобы проработать свои болезненные отношения с родителями и начать новую жизнь, важно посмотреть на них беспристрастно.
Три подхода налаживания отношений
Гибсон выделяет три подхода для взаимодействия с эмоционально незрелыми людьми.
Первый — отстранённое наблюдение. Первый шаг для получения свободы — понимание того, был ли кто-то из ваших родителей эмоционально незрелым. Невозможно заслужить одобрение такого родителя. Поэтому необходимо перестать угождать ему ролевым «я», необходимо действовать, исходя из вашей природы. Чтобы добиться этого, просто наблюдайте за поведением родителей так, как это сделал бы учёный. Если вы почувствуете, что эмоционально вовлекаетесь в ситуацию, сделайте глубокий вдох и повторите про себя: «Отстранись, отстранись, отстранись». Если другой человек по-прежнему вызывает у вас эмоциональный отклик, дистанцируйтесь от него физически — уйдите в другую комнату, выйдете прогуляться. Если вы общаетесь по телефону, найдите причину закончить разговор. Отстранённое наблюдение — это не пассивная, а активная роль. Вы не бежите от проблемы, вы стараетесь не вовлекаться в токсичные отношения.
Второй — осознание уровня зрелости. Научившись действовать с позиции наблюдателя, не нужно пытаться дальше строить отношения, необходимо переключить внимание на осознание уровня зрелости. Этот подход поможет принимать в расчёт уровень эмоциональной зрелости людей, а значит лучше понимать их и предсказывать их реакции. Если вы видите, что человек проявляет характеристики эмоционально незрелой личности, есть три способа взаимоотношений с ним:
Высказаться и отпустить. Открыто расскажите человеку о своих чувствах и желаниях, но не ждите, что он вас выслушает и поймёт. Вы не можете заставить его сделать это. Другие могут реагировать на ваши слова, как им вздумается, важно, что вы высказали свои истинные мысли и чувства, причём сделали это спокойно и понятно.
Сосредоточиться на результате, а не на отношениях. Если вы хотите изменить отношение своего родителя, то нужно остановиться и придумать более конкретную цель. Не стоит ожидать, что незрелые люди тут же изменятся. Конкретный результат может выражаться в следующем: «Я попрошу отца вежливо разговаривать с моими детьми» или «Я расскажу маме о своих чувствах и мыслях, несмотря на то, что нервничаю». Главное — знать, чего вы хотите добиться, начиная общение.
Управлять, а не вовлекаться. Не стоит эмоционально вовлекаться в общение с эмоционально незрелыми людьми. Лучше — поставить перед собой цель управлять этим общением, определять темы для разговора и его длительность. Важно вести себя вежливо, но быть готовым поднимать вопрос несколько раз, чтобы добиться чёткого ответа.
Третий подход налаживания отношений с эмоционально незрелыми родителями — отказ от вашего старого ролевого «я». Способность наблюдать не только за родителями, но и за своим ролевым «я» — это начало эмоциональной свободы. Вы можете начать действовать по-другому, если видите те моменты, когда застреваете в ролевом «я».
При общении с эмоционально незрелыми родителями важно уметь контролировать свои эмоции и чувства
Также необходимо быть осторожным, если родитель вдруг начал проявлять нехарактерную искренность. Не поддавайтесь влиянию в этот момент, люди быстро не меняются. Необходимо продолжать оставаться в позиции наблюдателя. Если вы начнёте вести себя более открыто, родители снова закроются, захотят вывести вас из равновесия и получить над вами контроль.
Начало новой жизни
«Нет причины, мешающей начать жить счастливо прямо сейчас», — повторяет Линдси Гибсон несколько раз. Понимание своего прошлого и начало новой жизни вызывают смешанные чувства. Решив узнать правду о себе, вы можете удивиться своей семейной историей и тем, как ролевые модели передаются из поколения в поколение. В конечном счёте только вы можете ответить на вопрос, цените ли вы правду и что для вас важно в этой жизни. Соответственно, результат самопознания зависит тоже только от вас.
Книга Линдси К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» вышла на русском языке благодаря Елене Терещенковой. Елена всегда мечтала переводить и издавать книги. Год назад она собрала краудфандингом 170 000 рублей, чтобы купить права на перевод и напечатать 1000 экземпляров книги Гибсон на русском языке. Её инициативу поддержали более 200 человек.
Ксения Лурье
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.