Мне в детстве родители подсунули в воспитательных целях чью-то народную сказку про лентяя, который так всех достал своим бездельем, что жители деревни решили от него избавиться и повезли вешать. А навстречу добрая барыня. Спросила, в чем дело, пожалела лентяя, сказала: «не губите живую душу, у меня полный амбар старых сухарей, везите его туда, пусть лежит там, размачивает сухари в воде и ест». «Это что же получается, — сказал лентяй, — каждый божий день сухари в воде размачивать? Нет уж, везите вешать.»
Родители почему-то думали, что эта история пробудит во мне совесть, а вместе с нею желание повседневно ишачить по дому и делать другие неинтересные вещи; они, конечно же, ошибались. Вместо этого сказка помогла мне понять природу явления, которое называют ленью. Лентяи — это люди, словно бы специально созданные, чтобы противостоять рутине, просто они не знают, как. Поэтому просто ничего не делают, или хотя бы стараются делать поменьше. Или же выучиваются применять силу воли и превращают свою жизнь в бесконечное, зато социально одобряемое страдание.
Фокус же в том, что если разжечь в себе внутренний огонь страшной силы, рутина (вернее, представление о рутине) исчезает практически сразу, и потом уже можно делать все что угодно, по мере необходимости, без всякой силы-воли. А можно продолжать не делать ничего, и тогда из леса притопает енот и начнет свежевать себя, чтобы возложиться на священный этот костер ради нашего пропитания, в точности как в истории про Хогбенов. И я понимаю этого енота.
Обаяние внутреннего огня совершенно неотразимо. Действительно.
Что я теперь могу добавить к сказанному. Во-первых, почему в ситуации постоянного принуждения к неинтересному и неприятному живут все, а лентяями становятся только некоторые. Да по очень простой причине: многие люди любят принуждение. Вернее, оно им необходимо. Принуждение дает им дополнительную силу, направляет волю в нужное русло, воля включает внутренний огонь — и voila! — работа делается легко, недорогой ценой. Еще несколько лет назад с меня бы сталось сказать, что те, кто не выносит принуждения, «хорошие», а послушные, напротив, «плохие». На самом деле, это, конечно, не так. Просто разные типы устройства сознания. Среди тех и других есть экземпляры самого разного качества, просто вторым не приходится платить саморазрушением за социализацию, так уж им повезло: они могут достигать своих целей, плывя по течению, использовать силу течения себе во благо. Действительно повезло!
Остается вопрос, что делать т.н. «лентяям». Т.е., как им выживать.
Правильный ответ: да никак. Давайте, везите вешать. Чего мучить зря. Но этот ответ нас, конечно, не очень устраивает. Другой правильный ответ подразумевает сто миллионов шагов. Причем для каждого это будут свои шаги, общего рецепта нет. Разве что пару-тройку самых первых могу подсказать.
1. Совершенно необходимо избавиться от чувства вины по поводу собственной «лени». Это чувство вины нам с детства внушают все кто нипопадя по одной простой причине: каждому хочется, чтобы окружающие доставляли ему как можно меньше хлопот и как можно больше пользы. Это нормальное эгоистическое желание, ничего страшного и преступного в нем нет. Страшное-преступное начинается, когда взрослый человек не включает голову и не держит язык за зубами, а калечит маленького человека, внушая ему чувство вины. Поэтому надо не жаловаться, а просто отключать чувство вины. Это непросто, но возможно. И совершенно необходимо, потому что оно жрет силы, которых у т.н. «лентяя» и без того мало. Или наоборот, очень много, но при этом мало способов подобраться к сундуку, где они (силы) лежат.
2. И главный способ подобраться к собственной силе — заниматься интересным. В идеале — только интересным, и вообще больше ничем. Но поскольку мы все еще живем в слишком материальном мире, и необходимость (читай — принуждение) никто не отменял, интересное должно занимать больше времени, чем неинтересное, точка. Вот эта пропорция должна соблюдаться любой ценой. Это — вопрос жизни и смерти (качественной жизни и очень некачественной смерти). Я не преувеличиваю. Если вам вообще ничего не интересно, или лень заниматься даже интересным, это уже не просто опасный звонок, это пожарная сирена. И надо срочно спасаться.
3. Потому что всякий лентяй, осознает он это или нет, борец (с принуждением, с рутиной, да со всем миром вообще). И у него тело борца. Не обязательно мускулистое, но обязательно искалеченное. Мало ли, что не видно. Некоторые физические травмы тоже не видны, но болят так, что мало не покажется. Когда нам «лень» заниматься интересным (читай: нет сил на интересное), или вообще ничего не интересно (читай: нет сил заинтересоваться), надо прибегать к посторонней помощи. И тут может быть миллион вариантов. В идеале, всякие полезные психофизические практики, но могут быть и умело (или просто удачно) подобранные медикаменты. Мне пару лет назад прописали таблетки, снимающие судороги. И от этих таблеток было множество удивительных побочных эффектов: например, работоспособность повысилась раз в сто, причем именно в сфере неинтересных и даже противных дел. Т.е., моя «лень» оказалась всего лишь разновидностью судороги. Думаю, это довольно распространенный случай.
И вот важное: высыпаться обязательно надо. Т.н. «лентяям» — больше, чем кому бы то ни было. За любую попытку ближних включить чувство вины еще и на этом месте, стрелять без предупреждения. Желательно, серебряными пулями. Не до шуток: мы боремся за свою жизнь.
А пресловутую «силуволи» следует включать пореже. Это — просто разновидность насилия, только изнутри. Т.е., собственные силы (которых и так мало) тратятся и на принуждение, и на подчинение ему, и на сопротивление. Слабые люди на этом просто быстро заканчиваются, а сильные звереют. И тоже заканчиваются, просто не так быстро. И такую гордыню успевают по дороге заработать — мама не горюй. Передвижной филиал ада на самообслуживании, окружающим тоже достается, никто не уйдет обиженным.
Вот примерно где-то тут область возможных советов постороннего лентяя заканчивается и начинается область частных расследований — по числу желающих разобраться. Единственное, что я пока не знаю, что делать тем, у кого нет сил даже захотеть разобраться. Может быть, просто дожить до полнолуния? В полнолуние дури у всех становится хоть немного да больше. И это — наш с вами шанс
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.