Современную молодёжь часто упрекают в избыточной самонадеянности, эгоцентризме, самолюбовании и в наличии неадекватно завышенной самооценки.
Когда психолог Уильям Джеймс не так давно, в 1890 году, придумал термин «самооценка», то прямо подразумевал под ним: как соотносятся реальные достижения человека и поставленные теоретически цели.
Мне кажется, что то, что имел в виду Джеймс, употребляя термин «самооценка», — неактуально для современного общества, потому что большинство людей понимает самооценку как уважение к себе, а большинство представителей поколения конца 80-х только как уважение к себе и понимает, и его же, уважения, требует.
В результате, — преподаватели ВУЗов, например, ссылаются на то, что их раздражает повышенная критичность студентов, отсутствие у них (студентов) нужной субординации и духовных ценностей.
Менеджеры по персоналу жалуются на завышенные зарплатные ожидания тех претендентов на вакансию, которые буквально недавно покинули студенческую скамью.
В чём причина такого поведения?
Считается, что адекватный взрослый человек может и должен постоянно «питать» самооценку своего родного ребёнка, и только при этом условии способности ребёнка реализуются в полной мере.
Весь вопрос в том, насколько объективно это мнение?
Или, наоборот, субъективно, и породило плеяду эгоистичных детей?
Результаты исследований, конечно же, не наших учёных, а, например, американских, показали, что студенты, действительно, трепетно относятся к тому, что повышает их самооценку (отличная отметка, комплимент), и, более того, для многих их них это намного более ценно, чем еда, секс, алкоголь, и даже зарплата! (то есть простые человеческие радости их не радуют, а комплимент — пожалуйста).
Американские учёные отмечают, что уровень самооценки у рождённых между 80-ыми и 2000-ми годами существенно вырос по сравнению с теми, кто родился, соответственно до 80-х.
Что отличает самооценку нынешнего поколения? Психолог из Государственного Университета Сан-Диего (США), автор книги «Поколение Я» Джин Твендж считает, что самооценка у очень многих сегодня — суть гордыня и тщеславие.
И она же предупреждает, что завышенные претензии к окружающему миру, под которыми ныне принято понимать высокую самооценку, чреваты депрессиями, в случае неспособности удовлетворить в реальном мире свои амбиции.
Не это ли причина возросшего уровня депрессии в цивилизованном мире?
Признаки опасно завышенной самооценки, согласно Трендж:
1. Неоправданно высокое мнение о себе;
2. Возросший уровень нарциссизма.
Так, утверждает Твендж, уровень проявлений нарциссизма вырос в 2 раза на 2006 год по сравнению с началом 1980-х. (Нарциссы отличаются гиперболизированным представлением о своих достоинствах, агрессивной реакцией на критику, склонностью к обману) :«Для человека желание сохранить самооценку и относиться к себе хорошо является совершенно естественным, но некоторые – нарциссы – переходят на другой уровень и начинают думать, что они лучше, чем есть на самом деле. Такие люди не могут реально оценить себя и свои возможности. Нарциссы сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях, потому что считают, что они замечательные, и что мир вращается вокруг них».
Современных нарциссов, по Твендж, кроме постоянного желания водрузить себя, гипервеликого, на самый высокий пьедестал, одолевает желание иметь идеальную внешность. Поэтому, согласно Джин, на сегодняшний день приходится пик обращения американцев к пластическим хирургам. Или ещё такой факт: некоторые граждане Америки не гнушаются нанимать фальшивых папарацци, чтобы казаться знаменитостью. В общем, для популяции с возросшим уровнем нарциссизма, если верить Твендж, — «цель оправдывает средства».
Кроме того, Джин Твендж провела совместное исследование с психологом Нейтаном ДеУолла из Университета Кентукки — думаете, что они исследовали?
Частоту употребления слова «Я», которое с 1980 по 2007 годы стало использоваться в музыкальных хитах чаще, а вот те слова, которые можно отнести к социальным взаимодействиям с другими людьми, понятно, стали использовать реже.
В чём причина таких акцентов завышенной самооценки?
Считается, что причина в
1) Изменении методов родительского воспитания;
2) Легко достающаяся похвала;
3)Интернет;
4) Культ известности;
5) Движение за повышение самооценки.
Если первые четыре причины понятны, то на движении за повышение самооценки хочу остановиться подробнее:
Психологическое движение за повышение самооценки зародилось в 1980-х гг. в Калифорнии (США, конечно).
А что, так сказать, послужило толчком для зарождения?
Несколько исследований, которые показали корреляцию между высокой самооценкой и некими положительными событиями в жизни людей.
Но корреляция, то есть, связь между двумя фактами, демонстрирует только статистический показатель, но не причинно-следственную связь — это знают все, поэтому и случились определённые перекосы, по поводу которых Марк Лири, профессор психологии и нейронауки в Университете Дьюк, высказался так: «Люди сделали неверный вывод, решив, что высокая самооценка не просто связана с этими событиями, а является их причиной. Но это не так.»
Так или не так, но в течение 30 лет психологи плодотворно работали, создавая различные программы, тренинги, техники по повышению самооценки.
Некоторое время массы думали, что самое лучшее для подрастающего поколения — непрерывная похвала по поводу и без.
Но жизнь, как всегда, показала, что однобокий подход, даже самый позитивный — не панацея.
Согласно исследованиям команды Роя Баумейстера из Университета штата Флорида (США), высокая самооценка провоцировала у девочек и мальчиков чувство беспомощности при столкновении с трудностями, у обладателей же низкой самооценки адаптивность к трудностям была намного выше (привыкли они к ним потому что); высокая самооценка помогала предотвратить булимию у девочек, но никак не влияла на курение, употребление алкоголя или наркотиков, так же не влияла она и на раннее начало половой жизни.
Ещё что интересно: высокая самооценка не влияла на длительность или качество отношений между девушками и юношами.
Судя по всему, Рой Баумейстер и его команда так и не поняли, а нужна ли она вообще — эта самая самооценка, и на что конкретно она влияет.
И, самое интересное, на сегодняшний день психологи (по крайней мере, в Америке) меняют свой взгляд на высокую самооценку.
Точка зрения их такова: первопричина высокой самооценки — положительные события в жизни человека, а не наоборот. И я с ними согласна. Ну не может ребёнок осознанно организовать события своей жизни с явной перспективной пользой для себя, хотя уникальное сочетание качеств характера помогает ему справляться со сложной ситуацией в большей или меньшей степени. Почему ребёнок? Да потому что «все мы родом из детства»- на своём опыте и опыте своих клиентов я в этом убедилась.
А если к тому же самооценка завышена, ребёнок «захвален», в совокупности с теми ценностями, которые он может усвоить в своей среде (культ известности, например), то такая самооценка, которая практически не связана с достижениями человека, не соответствует реальности, — и не имеет никакой ценности. И в этом я согласна с Марком Лири.
То есть, сколько ни говори «Халва», во рту слаще не становится.
И важно понимать, что личность человека не состоит только из пресловутой самооценки. Самооценка только часть «самосознания», которое также включает в себя учебные достижения, опыт коммуникации, этническую принадлежность, представления о своём теле и пр.
Так что, высокая самооценка — не панацея от жизненных неурядиц, а лучшее, как всегда — в «золотой середине». И я согласна с Лири: «Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире».
Автор: Наталия Кулькова
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.