Семейный миф – это показатель функционирования семейной системы, формирующийся в течение нескольких поколений и являющий собой совокупность представлений членов данной семьи о ней самой. Близкими, и порой синонимичными данному показателю выступают «образ семьи», «мы», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология». Термин предложен А.Х. Феррейрой (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2001, с.235). Время, необходимое для формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений семьи (M. Selvini-Palazzoli et al, 1978). Действие семейного мифа проявляется посредством воспроизведения членами семьи ряда взаимно согласованных, но неадекватных актуальному контексту существования семьи ролевых взаимодействий.
А.Я. Варга отмечает, что в мифе отражено «знание о том, что принято, а что не принято в семье думать, делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить. Формула мифа «Мы — это...»» (Я.Я. Варга, 2001).
Мифологический семейный фон характеризуется некритичным к нему отношением членов семьи. Он служит для них вектором, определяющим построение социальных контактов вне семьи, и нацелен на сокрытие конфликтов, проблем, неудовлетворенных потребностей под маской внутрисемейного единства.
Этиология семейного мифа связана, как правило, со следующими факторами:
1. Наличие в семейной истории определенного события или тайны, обусловленных каким-то ненормативным кризисом (разводом, изменой, смертью, переездом, жизнью семьи в очень сложных внешних условиях и т.п.), естественное проживание которого в силу определенных причин было невозможным.
2. Склонность семьи к использованию процессов расщепления, репрессирования или эксклюзии неприемлемого или травмирующего события.
3. «Замещение» истинной, но «неблагоприятной» информации о семейном событии некоторым «благоприятным» фантомом.
Таким образом, функция семейного мифа заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о членах семьи и семье в целом. Данный факт позволяет рассматривать семейный миф как своеобразный групповой защитный механизм семьи, способствующий поддержанию целостности семейной системы (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003).
Пример. Члены семьи – мать, отец и сын 27 лет – ведут совместный семейный бизнес. Однако, несмотря на значительные усилия, им не удается иметь планируемую прибыль. Хватает только на «сведение концов с концами». На вопрос «Как бы вы охарактеризовали вашу семью?» после некоторого обсуждения члены семьи сходятся во мнении, что они – добрая и щедрая семья… В семье поддерживается идея, что нужно много делиться и помогать людям, что порой мешает вести дела бизнеса и не терять деньги. Исследование семейной истории показало, что прадедушка по линии матери в период раскулачивания лишился всех своих денег. Чтобы справиться с этим тяжелым кризисом и «забыть» это событие, в семье стал культивироваться миф о щедрости прадедушки и всех его потомков.
Семья, жизнь которой «управляется» семейным мифом, напоминает систему, являющуюся носителем «вируса». Развитие «болезни» начинается тогда, когда миф рушится, т.е. оказывается не в состоянии больше поддерживать гомеостаз внутрисемейных отношений.
Мифология может касаться любых аспектов семейного функционирования. Среди наиболее известных семейных мифов можно назвать следующие: «Мы – дружная семья», «Мы – семья героев», «Мы справимся с любыми трудностями», «Мы – семья спасателей», «Члены нашей семьи – особенные люди» и др. В коллективном сознании существуют разнообразные мифы, например:
• миф о вечной любви между супругами;
• миф о способности понимать друг друга с полуслова;
• миф об идеальных, всегда послушных детях;
• миф о вечной благодарности детей родителям;
• миф об очень сплоченной семье с полным взаимопониманием и отсутствием какой-бы то ни было агрессии друг к другу и т.д. Такие социальные стереотипы, подкрепленные историями о том, что «именно так и было в нашей семье», могут оказывать как стабилизирующее, так и разрушительное воздействие на систему.
Семейные мифы структурируют систему семейных ролей. Например, семья с кумиром предполагает наличие «заботящихся», «понимающих», «восхищающихся», т.е. той самой «свиты», которая «создает короля». Семья с «козлом отпущения» также предполагает систему комплементарных ролей, таких как «неблагодарный» – «отдающий все силы», «недостойный внимания» – «опекающий» и т.п. Семейные мифы в целом могут детерминировать особенности любых параметров семейной системы: границ, структуры, коммуникации и т.п. Негативное воздействие семейных мифов выражается в том, что они препятствуют способности семьи приспосабливаться к изменениям внутренних или внешних условий ее жизнедеятельности, то есть делают семейную систему ригидной.
Пример. Семья К., состоящая из родителей и взрослых сына и дочери всегда подчеркивала свою «избранность». Этот миф об избранности базировался на сведениях о благородном происхождении прабабушки мужа. Их дети должны были учиться лучше всех, отношения служили примером для соседей. «Мы – семья аристократов» – эта идея все время витала в семье. Дочь в возрасте 35 лет так и не нашла себе «достойную партию». Проблемы возникли, когда сын, музыкант с консерваторским образованием, решил жениться на девушке, работающей в магазине. Родители грозили сыну отречением, так как «мезальянс благородного юноши и простой продавщицы» разрушал семейный миф.
Любой миф в первом поколении может играть роль компенсаторной или защитной стратегии. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность (например, «Мы должны быть лучшими всегда и везде»), способен привести к различным расстройствам члена (членов) семьи и полной непродуктивности их действий. Эти расстройства обусловлены тем фактом, что любой миф содержит определенную миссию и вытекающие из нее правила поведения, предписания. установки, эмоционально-поведенческие реакции и др.
Пример. Семья управляется следующей идеей: «Для нас имеют значение только мужчины, а с женщинами нужны строгость и контроль». Выясняется, что двоюродная прабабушка IP (идентифицированного пациента) в начале ХХ века сбежала из дома с офицером, а через год вернулась и «принесла в подоле». Тяжелые времена, общественное осуждение, революция, голод, гонения, войны и другие факторы привели к девальвации ценности женщин, и первоначальная идея контроля над женской половиной рода и идеализации мужской трансформировалась в семейный «миф о гендерном неравенстве». Конфликт возник в семье, где детям-двойняшкам Георгию и Антонине всегда предоставлялись неравные возможности. Девочка много помогала матери с младшим братом и с домашним хозяйством, в то время как Георгий занимался спортом в секциях, отдыхал и ничем не был загружен. В 11-м, выпускном классе Георгию наняли репетитора, Тоня готовилась в экзаменам самостоятельно. В итоге девочка
поступила на бесплатное отделение, а мальчик – на платное. Однако отец отказался оплачивать дочери съемную квартиру, мотивируя это тем, что ему нужно учить сына. Девочка (IP)
предприняла попытку суицида, что и привело семью на консультацию. (Н.И.Олифирович, Т.Ф.Велента)
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.