Среди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо. Другие наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово синий: море, прохлада, лёд.
Синий как цвет неба и моря символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. Синий цвет способствует размышлениям, успокаивает и снижает давление. Голубой цвет настраивает на меланхолию. Очень темный индиго-синий цвет вызывает угнетающе действующее беспокойство, серьезность, грусть и печаль.
Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий — цвет Царицы небесной Девы Марии.
Василий Кандинский считал синий “цветом погружения”. В своих физических стремлениях синий цвет уходит прочь от человека и устремляется к своему внутреннему центру. Если светло-синий, голубой цвет — это цвет мечтаний и грез, то темно-синий — это цвет сновидений.
По мере погружения в глубину изменяется оттенок синего цвета от бирюзового до ультрамаринового (василькового). Сине-зеленая градация цвета моря придает ему характер загадочности.
На земле человек переживает синий цвет, рассматривая синие камни. Среди ювелирных камней синего и голубого цвета бирюза считается талисманом, помогающим в сердечных делах. Это символ неизменной и верной любви. Самая глубокая и насыщенная материализация сущности синего цвета воплощается в красивейшем драгоценном камне лазурите (ляпис-лазури). Это ярко-синий камень с вкраплениями серебряных блесток, что делает его похожим на ночное небо со звездами. В V‑I вв. до н. э. лазурит называли сапфиром.
Сапфир воплощающий прозрачность как таковую, цвет воздуха, небесное творение, открывающееся в чуде. Сапфир — это камень верности, целомудрия и скромности. Прозрачно нежную синь воды повторяет аквамарин — прозрачный, зеленовато-голубой камень.
В природе дикорастущих синих и голубых цветов несравненно больше, чем выращиваемых в садах и на клумбах. Многие из них связаны с весной, появляясь на свет вслед за белыми и желтыми цветами. Один из красивейших цветов наших широт, излучающий небесно-синий цвет, и как никакой другой цветок напоминающий радужную оболочку человеческого глаза — это василек. Другой синий цветок — это синий ирис (касатик). Эти цветы как бы передают одухотворенную сущность синего цвета.
Чудодейственная, волшебная сторона синего цвета отразилась в символике магов и волшебников, появляющихся в синем плаще или синем тюрбане. Во французской сказке “Король-Ворон” принцесса должна найти синюю траву, ту, “что поет ночью и днем” и “крушит железо”, чтобы спасти заколдованного в цепи короля воронов. Два раза она находит траву, “голубую от верхушки до корня”, но только в третий раз это была “та голубая трава, что поет ночью и днем, что крушит железо”. Принцессе нужен цвет беззаветной верности и преданности (“поет и ночью, и днем”, “крушит железо”), чтобы расколдовать черноту короля воронов. Ей нужно пение голубой травы, чтобы заколдованный черный король воронов прекратил свое карканье. Ей нужна нежность эроса голубой травы, чтобы разрушить железную цепь, которой сковал короля воронов злой колдун.
Среди других сказочных персонажей можно вспомнить сказку о Синей бороде (символе ужаса и неотвратимости) и о Синей птице, приносящей счастье.
Во времена христианского средневековья люди, являющиеся в синем и голубом, считались “знающими истину о небесном”. Их камнем считался прозрачный сапфир, сквозь который проникают небесные силы. То, что исходит от неба, творится небом, предстает символически в синем цвете.
Символика сапфирно-синего цвета очень древняя. Трон Зевса изображался как сапфирно-синий небосвод. Сапфир — это тот драгоценный камень, который должен быть взят для строительства небесного Иерусалима.
В синем плаще в христианской традиции принято изображение Девы Марии. Мария в этом значении — Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих. Синий плащ как символ связи с “Царством небесным” характеризует также и самого Иисуса Христа. Он передает эту связь далее своим апостолам и последователям, которые тоже часто изображались в синих одеждах, символизирующих начало трансцендентальности и веры.
Звездную синюю мантию носили императоры “Священной римской империи германской нации”, что символизировало христианское господство над миром “данное свыше”, “благословенное Богом”.
По почти единодушному мнению древнегреческих философов, синий цвет символизирует философию как метод познания мира. Платоники считали, что именно синий, особенно его темные оттенки, — это цвет мудрости Вселенной, это последняя черта перед Истиной.
В Древнем Египте считалось, что в синем цвете обитают боги. Гробницы фараонов расписывались синим цветом, чтобы мертвые покоились в божественном присутствии, в сохраняющем вечную жизнь присутствии неба. Космическим символом ночного звездного неба считался в Древнем Египте прежде всего лапис-лазурит. Его синий цвет связывали с верой в божественные силы. В качестве символа жизни и воскресения его использовали в амулетах, кольцах, для изображения священных жуков скарабеев, клали вместе с мертвыми в могилу.
Синий цвет как цвет явления божества характерен и для других религий. Зороастризм видел в темно-синем цвете одну из основных частей гармонического склада мироздания через его конфликт с другим полюсом — красным цветом. Именно в этом противостоянии и заключена движущая и неумолимая сила Времени.
Один из основных богов в индийской мифологии — Кришна (букв. “черный”, “темный”, “темно-синий”), защитник, избавитель, бог любви и танца, почти всегда предстает в темно-синем цвете, сравнимом с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары.
Тибетский буддизм трактует явление Будды Вайрочаны в синем цвете, символизируя тем самым трансцендентальную мудрость, потенцию и пустоту. Синий цвет находится в центре многих тибетских мандал. Гневные тибетские богини изображались в темном цвете индиго, символизируя темные начала, страх, принуждение и уныние.
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.