Точка включения / Психология / EvA

Точка включения

ТОЧКА ВКЛЮЧЕНИЯ

Это момент, когда сидишь, никого не трогаешь, починяешь примуса и вдруг – раз! И как гром среди ясного неба попер аффект. Ну, в общем, конечно не среди ясного неба, но об этом после. Вот, к примеру, идешь себе лесом, думаешь о Шопенгауэре, а тут на тебя бежит разъяренный волк. Ты, как все здоровые люди, тут же включаешься и стреляешь в волка из помпового ружья, позабыв о Шопенгауэре. А если ружья не оказалось, то прыгаешь в озеро. Такое включение здоровое и адаптивное.

Ну, а если ты сидишь в конференц-зале в компании человек семи в галстуках, и они все друг с другом о чем-то разговаривают с ужасно серьезным видом? Казалось бы, ну нет опасности для жизни. Ан, нет. Раз – и ты вот с тем мужиком уже о чем-то споришь, а этого в зеленом свитере просто ненавидишь. Или в тихом семейном кругу кузен вот сказал что-то совсем нейтральное, например денег попросил, ну, или вспомнил, как он тебе на даче крышу делать помогал, а ты уже чувствуешь, что аффект попер. Как это происходит и что случается? Ведь был спокойный три минуты назад, а сейчас его хочется немного задушить?

Так что там насчет ясного неба? Это, ведь, кажется, что ничего не происходит, а на самом деле что-то меняется всегда. Возникает стимул. Стимул может быть внешний, например, кузен с прыщом на носу, или внутренний – например, мысль, чувство или желание. Стимул обрабатывается по короткой цепи LeDoux – то есть лимбической системой на предмет наличия в нем смертельной опасности. И параллельно обрабатывается более подробно и сложно в PFC. Стимул сравнивается с тем, что присутствует в памяти.

Допустим пока, что амигдала молчит, потому что волка бегущего на тебя не обнаружено, а, значит, рефлекс сражайся-беги не запущен. То есть, автоматического, быстрого, физического включения и мобилизации организма не произошло. При этом, где-то там в недрах памяти, где-то совсем на антресоли, прыщ на носу кузена, или его упоминание о деньгах, или галстук того мужика на работе обо что-то потерлись. Они не полностью совпали с тем, что лежит на антресоли, но полностью и не нужно. Достаточно приблизительного попадания. Только вот важно, что та заветная деталь на антресоли ассоциативно связана с аффектом, чаще всего негативным. Например, прыщ связан с острым ощущением стыда. Или галстук напомнил главного врага в институте, на которого очень злился. Мало того, все эти древние дела ни в какой терапии не прорабатывались, их закинули на антресоль и дело с концом.

Так вот, деталь там себе лежит на антресоли со всеми своими прибамбасами пылью покрытая. Никого не трогает или, по крайней мере, так кажется. А тут за нее потянули. Ну и это. Попер аффект-то. Мало того, что он попер, с ним вместе потянулись старые защиты от этого дела. Например, если стыд от прыща вызывал в школе нарциссичную компенсацию, то вот вам пожалуйста – демонстрация швейцарских часов. А злость на врага интеллектуализировалась – срочно процитировать Шопенгауэра. Ты, при этом, совсем не ловишь важного – Мне стыдно или Я злюсь. Все, что ты замечаешь – это реакцию. Какого-то черта взял и процитировал Шопенгауэра.

Но вот что важно – включения практически не происходит, если ты в ситуации не участвуешь. Например, если в том конференц-зале на работе распустить свое наблюдающее Эго, уютно усесться в кресле и смотреть кино, как люди в галстуках разговаривают, то эмоционального включения не происходит. Они ругаются — у тебя позиция Дзен. Ты за ними тихо наблюдаешь, за собой наблюдаешь, молчишь. Можешь даже говорить что-то редко и коротко, оставаясь спокойным. Сидишь на попе ровно, дышишь аккуратно. Твое “Я” существует, но оно не открыто всем ветрам и на автомате не реагирует. Оно регулирует темп дыхания и поворот головы.

В тот самый момент, как ты начинаешь лично участвовать, ты меняешь ситуацию кардинально. Ты получаешь способность эмоционально включаться. Испытать конфликт, злость, стыд, зависть. Что-то вспомнить и как-то отреагировать. Ты ушел из позиции Дзен. Ты либо в параноидально-шизоидной позиции и тогда вокруг – враги, ты всегда прав, твоя правда – объективная реальность и т.д. Либо ты в депрессивной позиции и тогда ты тихо грустишь от своей зрелой амбивалентности, потому что грустно ведь любить и ненавидеть и одновременно понимать, что твоя реальность субъективна, а у соседа она своя. Что интересно, в параноидально-шизоидной позиции автоматизма намного больше. Ты практически слепой, потому что в основном воюешь с ветряными мельницами своего детства (пылью антресоли), а не реально опасными объектами в здесь и сейчас. В этом состоянии человеку трудно сказать: “Я злюсь”, вместо этого человек говорит: “Ты – сволочь”.

Это важный момент, то есть, ты как бы есть и лично участвуешь, но участвуешь на автомате, действиями, а не мыслями. Эго, которое может себе позволить, например, взять паузу между импульсом и действием, не особенно присутствует. То есть, в переводе на русский язык – участвуешь бессознательно.

Эмоциональные включения на автомате и по ассоциации отличаются от естественного эмоционального переживания чувства, вызванного событием в настоящем. Кроме того, эмоциональные включения забирают энергию. От них устаешь. Еще бы, ведь если за каждым углом опасность, то надо быть постоянно начеку, расслабляться опасно. А еще если есть большой запас пыльных антресолей, на которых чего только нет, то шансов включиться много.

В пост-травматичных состояниях примерно такой джентльменский набор и есть — большой запас активных триггеров и постоянная возбужденность. Причем, часть травматичных воспоминаний сидят в амигдале, поэтому автоматическая реакция сильная, как будто жизни угрожает опасность. В этом случае может запуститься не Шопенгауэр, а помповое ружье.

В терапии наблюдающее Эго развивается, антресоли разбираются, снижается автоматизм и импульсивность. Появляется возможность поймать аффект за хвост и сказать себе заветное “Я злюсь”. И в эту самую секунду уходит “Ты – сволочь”, кроме того, появляется возможность выбора адекватного и эффективного выражения своей злости. Поначалу очень интересно наблюдать за самим процессом включения, как правило, уже после того, как оно случилось, и задавать себе сложный вопрос “Почему?”. На него, скорее всего, не будет ответа. Но даже если получается сказать себе: “Я включился”, — то это уже огромное дело.

взято тут

Комментарии (0) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Блоги, Психология, Точка включения