Учитель провоцирует и поддерживает травлю непрофессиональными действиями:
Когда не берет на себя ответственность за атмосферу в детском коллективе, “не замечает” травлю. Занимает позицию “сами разбирайтесь”, “подумаешь, подрались”. Передает часть своих полномочий ребенку-лидеру.
Профессиональные действия педагога. Учитель должен знать, что у детей недостаточно ресурсов и опыта, чтобы цивилизованно решить конфликты. Они сами не могут разобраться, их долго надо этому учить. Травля возникает там, где нет целей, сплоченности и четких правил — все это ответственность педагога. Для здоровой атмосферы лидер в детском коллективе должен быть один — взрослый. За атмосферу в классе отвечает учитель;
Предлагает затравленному ребенку подумать над своим поведением: “что ты делаешь не так?”. Предлагает родителям затравленного ребенка отдать его в спортивную секцию, получше одевать или научить общаться — сделать ребенка “правильным”, “нормальным”, “как все” — и тогда якобы от него отстанут. Учитель занимает позицию “он сам виноват” — фокусирует внимание на жертве, а не на агрессоре.
Профессиональные действия педагога. Знать, что виктимблейминг (обвинение жертвы) — один из видов психологического насилия. Жертвой преследований может оказаться любой ребенок: слишком толстый или худой, чувствительный, странный, заучка, слабый, рыжий, в акцентом, нерусский, русский, в очках, бедный, богатый, прыщавый, с проблемами со здоровьем или в семье или с коммуникацией, с особенностями развития или инвалидностью. Никто не виноват в том, что его травят всем коллективом. Человек может быть с особенностями, это не повод его бить, унижать или игнорировать — эту простую мысль учитель должен доносить до всех детей в классе;
Сам создает в классе атмосферу зоны: поддерживает иерархию и конкуренцию среди детей, употребляет слово “ябеда” или “стукач”, сам подшучивает или издевается над аутсайдерами.
Профессиональные действия педагога. Честно ответить на вопрос: какой урок я даю детям? Разве законы звериной стаи это ок? Разве можно унижать того, кто отличается? Разве в любом коллективе должны быть “вожаки” и “лохи”? Разве стыдливо молчать и отводить глаза, чтобы не стать объектом травли или присоединяться к улюлюканью — это хороший опыт?
Учитель заступается за жертву или наказывает агрессора вместо того, чтобы работать со всем классом.
Профессиональные действия педагога. Знать, что ситуация длительного насилия токсична для всех. Агрессор получает опыт дозволенности насилия, оно нормализуется. Исследования говорят, что психологическая травма свидетеля не меньше травмы жертвы: опыт переживания бессилия, страха заступиться и стыда уродует личность. Травля — системная проблема, для ее устранения требуется работа со всем коллективом: честное называние вещей своими именами, обсуждение ситуации, проговаривание эмоций и выводов всех участников, разбор примеров. Учитель сам не всегда может справиться — это долгая и трудная работа; ему может потребоваться участие родителей или психолога.
Зачинщики издевательств и те, кто их поддерживает, не обязательно неблагополучные и хулиганы. Отзывчивые добрые дети тоже могут травить сверстника, потому что им кажется это веселой игрой, развлечением.
Еще больше полезных и интересных тем на нашем канале в Телеграм: @podoroj.
Кликните, чтобы подписаться!
По опросам, почти никто, кто сам травил в детстве, не считает себя агрессором и не идентифицирует ситуацию как травлю. Эти люди удивляются, когда уже взрослые, узнают, что их развлечения были именно травлей, а другой человек от них страдал. Детям нужно объяснять, насколько опасны такие явления и вред, который они приносят всем участникам.
Профессиональный педагог должен учить детей решать конфликты с помощью переговоров, а не силой. Для этого он сам должен обладать запасом душевных сил.
источник
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.