Чем опасен телевизор для детей / Наши детки / EvA

Чем опасен телевизор для детей


Дошкольники, которые книжкам предпочитают видеоигры, компьютер и телевизор и при этом мало двигаются, рискуют заработать дислексию – стойкое нарушение способности читать.

Есть такая болезнь

Если ваш умненький ребенок 7-8 лет с нормальным зрением и хорошим слухом с трудом читает по слогам и при этом неуклюж и неусидчив, у него, скорее всего дислексия (от латинского «dys» – отрицание и «lego» – читаю). Таких детей отличает «словесная слепота»: они с трудом запоминают очертания букв, а при чтении пропускают и путают звуки или даже слоги.

Из-за плохого речевого слуха дислексики не различают схожие звуки и неохотно используют их в речи и при письме. Естественно, пишут они так же, как слышат и читают – с ошибками, пропусками букв и целых слогов.

Дислексия – это болезнь, при которой определенные зоны мозга функционально менее активны, чем положено. В некоторых семьях дислексией страдают несколько человек, так что к ней, очевидно, существует генетическая предрасположенность. Но сделать из ребенка дислексика можно и собственными руками.

Избыток зрительных образов

В современных развитых странах, в том числе и в России, доля дислексиков составляет 15-20%. Почему их так много? По мнению члена Российской ассоциации дислексии, кандидата биологических наук Олега Вадимовича Левашова, одна из причин заключается в том, что современные маленькие дети перегружены зрительной информацией.

Вспомним популярную рекламу подгузников: малыш, которому нет и года, сидит на диване и смотрит телевизор, в то время как его мама хлопочет на кухне. Младенец еще не понимает происходящего на экране и просто увлечен мельканием картинок, но для детишек чуть постарше уже снимают специальные передачи, чтобы привлечь их к телевизору. Потом у малышей появляются электронные игры, компьютерные игры, комиксы с минимальным количеством примитивнейшего текста.

А у многих младших школьников уже есть мобильные телефоны, в которых детей интересуют в основном игры и музыка. Родители довольны – ребенок при деле. И мало кому сейчас мамы и бабушки читают книжки и рассказывают сказки. Между тем, перегрузка зрительными образами в столь нежном возрасте вызывает перекос в развитии зрительной системы.

Две системы

Вообще-то, систем передачи и обработки зрительной информации у нас две. Одна настроена на анализ малоподвижных объектов, попадающих в центральное поле зрения, их цвета, текстуры, деталей формы. Именно ее мы нагружаем, когда разглядываем изображение на экране.

Но ее чрезмерное развитие приводит к дефициту второй системы, которая управляет вниманием, движением глаз, реакцией на движение и ориентацией в пространстве. С помощью этой системы человек воспринимает знаки и читает текст. Ведь для чтения нужно узнать все буквы, соединить их в слова, переводить взгляд от слова к слову, не теряя их на строчке.

О дефиците работы системы ориентирования при дислексии говорят многочисленные данные физиологов и психологов. Значит, ее тоже нужно упражнять, но как это делать маленькому ребенку, которому еще рано учиться читать?

Спасительные игры

Эта система обеспечивает не только способность к чтению, но и внимание, хорошую координацию движений и быструю реакцию. Лучше всего эти качества развивают игры с мячом, доступные даже маленьким.

К сожалению, современные дети больше увлечены компьютерными играми и телевизором, чем футболом, баскетболом или теннисом. И в этом специалисты видят еще один фактор, который способствует развитию дислексии. Так что у современных детишек две беды: перегруженность зрительными образами и низкая физическая игровая активность, которые, в свою очередь, приводят к недостаточной активности системы, которая помогает читать.

Критический юный возраст

В наше время во всем мире кардинально изменилось соотношение между словесной и зрительной информацией. Текста стало гораздо меньше, а картинок больше. Все это приводит к перегрузке правого, образного полушария мозга. (Кстати, анализ цвета и формы предметов происходит как раз в правом полушарии).

К сожалению, этот поток «визуального загрязнения», как его называет профессор О.В. Левашов, обрушивается не только на взрослых людей, но и на детишек от 2 до 8 лет, у которых как раз происходит становление функций коры и зрительных систем.

Но этот поток никто не контролирует: ни родители, ни педагоги, ни психологи. Между тем, избыточная нагрузка на правое полушарие ребенка в этом возрасте неизбежно приведет к недоразвитию левого, в котором находится речевой центр, и негативно повлияет на развитие лингвистических способностей. А всякая функция формируется в свое время, и то, что не развилось до 7-8 лет, потом трудно исправить.

Дислексию, как правило, обнаруживают во втором классе, и только тогда начинают лечить. Ребенку повезет, если его родители найдут хорошего специалиста. Понятно, что во время лечения школьника придется отрывать от компьютера и телевизора, к которым он уже пристрастился, а также отучать непрерывно слушать музыку – это занятие тоже задействует, в основном, правое полушарие в ущерб левому.

Гении как исключение из правила

Чем чаще встречается дислексия, тем больше появляется в Интернете сайтов, посвященных этой проблеме. На многих сайтах встревоженных родителей успокаивают. Мол, дислексики имеют прекрасное пространственное воображение и изобразительные способности, у них хорошо развито креативное мышление, за которое отвечает правое полушарие, и они часто преуспевают в бизнесе или делают актерскую карьеру. Создатели этих сайтов с удовольствием упоминают Эйнштейна, Микеланджело, Уолта Диснея и Ганса Христиана Андерсена, которые в детстве страдали дислексией.

Все это так, но ведь это было в детстве. Невозможно себе представить неграмотного Эйнштейна или Андерсена! Значит, они все-таки научились читать. И гораздо проще не допустить болезнь, чем потом ее лечить. Если родители осознают важность проблемы, они смогут найти время для своего ребенка, поиграть с ним и почитать интересную книжку (заодно и сами от телевизора оторвутся). А для развития творческих способностей есть и другие методы, более разумные.

Визуальный язык

Сложившийся стереотип поведения детей и визуальная информационная экспансия могут привести к дальнейшему увеличению числа дислексиков. И тогда человечеству, возможно, придется создавать специальный визуальный язык.

В развитых странах уже стали меньше читать, переходят на комиксы и даже находят для этого оправдание. Защитники комиксов уверены, что просмотрев, к примеру, комикс по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого, подросток захочет прочитать роман целиком. А может, он и не захочет, потому что уже знает, о чем там речь.

А в Нижегородской области разработали «Уголовный кодекс для детей», в котором самые распространенные правонарушения представлены в виде комиксов. Ответственные лица говорят, что количество подростковых правонарушений после этого уменьшилось. Видимо, современные подростки действительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем родной язык.,
источник

Комментарии (0) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Блоги, Наши детки, Чем опасен телевизор для детей